Взгляд родителей и общества на рисование как на одно из необходимых моментов воспитания еще окончательно не установился. Многие до сих пор смотрят на рисование как на развлечение, а иногда даже роскошь, отводя ему при этом не больше значения, чем хлопкам из детского пистолета. Некоторые соглашаются, что умение рисовать – вещь полезная, но считают, что от неумения рисовать убыток не велик. Другие думают, что, если ребенок имеет к этому “талант” и желание, тогда стоит его учить, в противном случае необходимости нет и занятия рисованием – лишь напрасный труд.
В школах, к сожалению очень во мноних, рисование занимает довольно скромное место, ему уделяется мало внимания, к нему относятся как к дополнительному предмету, проводят уроки рисования лишь потому, что они установлены Министерством образования, их ведут скучно, по однобокой программе, отчего уроки рисования редко где проходят осмысленно и интересно.
На самом деле значение рисования в деле воспитания огромно. Оно является не только вспомогательным знанием в любой области человеческой жизни – научной, художественной и практической, но прежде всего рисование главным образом представляет собой незаменимое педаготическое средство.
Рисование дает ребенку возможность обратить пристальное внимание на форму, на цветные оттенки, на светотени. Оно развивает глазомер, дает понимание перспективы и взаимного отношения частей целого и их связи в общем представлении о целом Оно вырабатывает отчетливую зрительную память, побуждает к исследованию, к самостовтелывмгу труду, сосредоточенности. Оно вызывает стремление к красоте, пробуждает те эстетические вкусы и взгляды, которые живут в душе у каждого. Оно воспитывает благородный вкус к прекрасному, символическому, к одухотворению окружающей природы. Рисование помогает психологической оценке выражения лица, значения позы, движений. Наконец, доставляет наслаждение созданием фантазии собственным творчеством, которое в дальнейшем ведет к более глубокому пониманию жизни и ее задач.
Умение рисовать облегчает обучение школьным предметам, оно нужно и полезно для взрослого человека, начиная с занятия любым ремеслом и кончая изобретениями или архитектурными проектами.
Рисование – один из первых видов творчества, доступный каждому ребенку. От рисования малыш получает лишь пользу. Особенно важна связь рисования с мышлением ребенка. При этом в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые анализаторы. Кроме того, рисование развивает память, внимание, мелкую моторику, учит ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать. Для умственного развития детей имеет большое значение постепенное расширение запаса знаний. Оно влияет на формирование словарного запаса и связной речи у ребенка. Согласитесь, разнообразие форм предметов окружающего мира, различные величины, многообразие оттенков цветов, пространственных обозначений лишь способствуют обогащению словаря малыша.
В процессе изобразительной деятельности сочетается умственная и физическая активность ребенка. Для создания рисунка необходимо приложить усилия, потрудиться, овладевая определенными умениями. Сначала у детей возникает интерес к движению карандаша или кисти, к следам, оставляемым на бумаге, лишь постепенно появляется мотивация к творчеству — желание получить результат, создать определенное изображение. Помните, каждый ребенок — это отдельный мир со своими правилами поведения, своими чувствами. И чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче, неординарное его воображение, тем вероятнее, что интуитивная тяга к искусству станет со временем осмысленнее. “Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок”, — утверждал В.А.Сухомлинский.