Понятие признака в криминалистических исследованиях
Определение понятия признака — одно из наиболее важных и сложных проблем криминалистической идентификации, как и выделение и оценка идентификационных признаков и свойств сравниваемых объектов.
Каждый объект и явление материального мира обладают множеством качеств, свойств, признаков. Это применимо и к объектам криминалистического отождествления, где для разрешения поставленных эксперту вопросов необходимо выделить наиболее существенные свойства и признаки сравниваемых объектов.
СВОЙСТВА ОБЪЕКТОВ — это существенные его стороны проявления качественно-количественной определенности в связи и во взаимодействии объекта с другими объектами.
ПРИЗНАК — это примета, знак, по которому какой-либо предмет или явление узнаются и отличаются от других.
По поводу содержания понятий “свойство” и “признак” в криминалистической литературе нет единого мнения. Н. В. Терзиев утверждал, что признак означает свойство, рассматриваемое под углом зрения узнавания предмета или явления.
По мнению Г. Л. Грановского, признак неполно отражает свойство, представляя собой лишь одно из его проявлений.
А. А. Эйсман связывает с понятием признака определенную познавательную функцию (функцию узнавания, опознания). И дает при этом такое понимание признака, которое относится к специально отобранным , выделенным в результате изучения объекта свойствам, используемым для отождествления.
А. Р. Шляхов определяет свойство как качественно-количественную сторону объекта. Однако свойства — еще не сами вещи (объекты). Сущность объекта не сводится к его свойствам.
А признаки — разнообразные отображения свойств, качественно-количественной их определенности.
В работах многих криминалистов понятие признака дается как объективное отражение свойства, являющегося первоначальным материалом исследования и средством устранения идентификационных свойств ( Р. С. Белкин, А. И. Винберг).
Переход от признака к свойству требует изучения механизма формирования признаков, их сопоставления и оценки на основе установленных закономерностей свойств. Для изучения свойств любого объекта материального мира важно знать наиболее устойчивые характеристики свойств объекта, явления. Необходимо исследовать проявление свойств объекта в различных условиях и подыскать механизм отражения и проявления данных свойств. Например, линейные размеры между константными точками лица человека при всех других равных условиях зависят на фотоснимках от ракурса съемки.
Отождествление содержания понятий “признака” и “свойства”, на наш взгляд, не может находить отражения ни в науке криминалистике, ни в криминалистических исследованиях, где под признаком понимается не само свойство, а его проявление, отображение.
данную точку зрения поддерживает большинство ученых. Р. С. Белкин утверждает, что свойства выражаются в признаках, признак есть проявление свойства. Каждая вещь обладает множеством свойств, каждое свойство может выражаться во множестве признаков.
В системе “свойство — признак” свойство играет роль сущности, признак — явления. Выражая свойства, признак, как и свойство, объективен по своей природе. Несмотря на то что одни и те же признаки могут выражать разные свойства, в конкретной системе “свойство — признак” признак неотделим от свойства. В силу этого Р. С. Белкин замечает, что признак именно выражает, а не отражает свойство. Свойство проявляется вовне через признаки, самовыражается в них, не может существовать без них.
Р. С. Белкин приводит много доводов в защиту понятия “выражение свойства”, а не “отражение”. Если признак является отражением свойства, то возможно, что он будет неадекватно отражать свойство и не сможет объективно служить показателем вещи, предмета.
Материальный мир, окружающий человека, есть система вещей и явлений, которые, в свою очередь, обладают многочисленными свойствами, качествами. Но только часть, а не все свойства и качества можно использовать в процессе узнавания предмета. Свойства вещи существуют и проявляются лишь во взаимодействии вещей, в их отношении друг к другу.
Криминалистическая идентификация осуществляется посредством изучения признаков, по ним определяются свойства идентифицируемых объектов и, наконец, производится отождествление объектов.
В процессе идентификации роль признака выполняют проявления свойств объекта идентификации, несущие информацию о его индивидуальности и устойчивости. Б. М. Комаринец утверждал, что понятие об идентификационном признаке связано именно со свойствами, которые могут быть использованы в процессе идентификации. Идентификационными признаками он называл “такие родовые и индивидуальные признаки идентифицируемого объекта, которые могут отобразиться на идентифицирующем и поэтому единственно привлекаемые для идентификации”. Р. С. Белкин и А. И. Винберг отмечают существенный момент в понятии идентификационных признаков — их доступность для выявления, изучения и сравнительного исследования.
Признаки при идентификационном исследовании воспринимаются непосредственно как характеристики свойств предметов и явлений.
Свойства идентифицируемого объекта устанавливаются опосредованно путем изучения механизма их отображения в других объектах. Например, какой-то признак почерка может встретиться в почерках многих людей, но сами по себе признаки показывают одно из свойств человека — умение писать определенным образом, т. е. по признакам почерка в рукописных текстах мы устанавливаем свойства письменно-двигательного навыка, присущего исполнителю рукописи. Поэтому ошибочным считается мнение, что вопрос о тождестве в процессе идентификации решается на основе признаков. Главной задачей исследования является установление свойств отождествляемых объектов, так как только они могут служить основанием для выводов о тождестве.
В теории и практике судебно-почерковедческой экспертизы понятие признака почерка обычно связывают с характеристикой той или иной технической (не смысловой) стороны фиксирующегося в рукописи письменно-двигательного навыка. Эта характеристика может относиться к управлению движениями при письме, к функционированию механизма письма, собственно к системе итоговых движений пишущего, к ориентации последних в пространстве.
При производстве почерковедческих исследований первичным и основным объектом изучения для эксперта является рукопись. В ней непосредственно отображается система итоговых фиксируемых движений пишущего и ориентация их в пределах листа бумаги. Все остальные особенности как внешней, так и внутренней сторон письменно-двигательного процесса проявляются опосредованно и зачастую неполно. Например, способ удержания пишущего прибора не является признаком почерка, так как не находит адекватного выражения в рукописи. Он занимает определенное место в механизме письма и может обусловливать те или иные особенности, которые, отражаясь в рукописи, будут признаком почерка. Таким образом, все особенности письменно-двигательного навыка, проявляющиеся в рукописи, становятся признаками почерка только благодаря системе итоговых движений при письме и их ориентации в пределах листа бумаги. В понятие почерка включена его принадлежность конкретному лицу, т. е. неотъемлемым качеством почерка является его индивидуальность. Это означает, что характеристики письменно-двигательного процесса, проявляющегося в рукописи, образуют индивидуальный комплекс.
Отдельные признаки почерка встречаются в одинаковом проявлении у разных лиц, сочетание же их своеобразно для каждого пишущего.
Признаки могут иметь как групповой характер, т. е. быть характерными для определенных групп почерков, разделенных в зависимости от проявления этих признаков, так и индивидуальное значение, проявляясь в пределах групп относительно случайно, независимо от общих групповых особенностей.
Индивидуализирующее, идентификационное значение конкретного проявления признака определяется частотой встречаемости этого проявления в почерках разных людей вообще или в почерках, характеризующихся общими групповыми особенностями.
Обобщая изложенное, можно сказать, что идентификационным признаком следует считать особенность, характеристику письменно-двигательного навыка, проявившуюся в рукописи. Особенности письменно-двигательного навыка объединяются в идентификационный комплекс признаков для дифференциации почерков разных лиц и отождествления исполнителя рукописи.
Идентификационные признаки письменной речи
Письменно-двигательный навык человека формируется на длительном промежутке времени. Параллельно с ним вырабатываются навыки грамматически правильно, логически последовательно и содержательно излагать свои мысли. Идентификационные признаки письменной речи отражают культуру человека и выражают смысловую сторону письма.
Признаки письменной речи делятся на общие и частные и изучаются на большом по объему тексте.
Общие признаки характеризуют письменную речь в целом и позволяют дифференцировать авторов рукописей по степени владения ею. Авторство по общим признакам можно установить только в предположительной форме.
Частные признаки письменной речи характеризуют определенные стороны навыка владения письменной речью конкретного человека.
Признаки письменной речи в большей мере характеризуют автора рукописи, а не исполнителя.
Общие признаки письменной речи
Наиболее общим признаком является уровень владения письменной речью. В зависимости от последовательности изложения мыслей, их логичности, грамотности, стиля можно выделить три уровня владения письменной речью: высокий, средний и низкий.
Высокому уровню свойственны логическая последовательность изложения и глубина мыслей, эрудиция, обширный словарный запас и высокий уровень грамотности.
Средний уровень владения письменной речью характеризуется недостаточной степенью развития стилистического, лексического и грамматического навыков, отсутствием строгой последовательности и стройности изложения основной мысли, преобладанием разговорно-бытового стиля.
Низкий уровень владения письменной речью характеризуется отсутствием логической последовательности, неполнотой раскрытия мысли, бедным словарным запасом, низким уровнем грамотности.
Показателем уровня владения письменной речью является степень развития трех навыков: грамматического, лексического и стилистического.
1. Степень развития грамматического навыка письма зависит от степени овладения правилами письма на определенном языке. На развитие общего уровня грамотности влияют способности человека, методика обучения в школе, уровень образования, общая культура.
Степень развития грамматического навыка определяется количеством орфографических, пунктуационных и синтаксических ошибок и бывает высокой, средней, низкой.
Высокая степень в большой по объему рукописи характеризуется:
— отсутствием ошибок;
— одной-двумя негрубыми орфографическими или пунктуационными ошибками;
— одной-двумя синтаксическими ошибками.
Средняя степень развития грамматического навыка характеризуется наличием в рукописи:
— не более четырех грубых орфографических или пунктуационных ошибок либо трех-пяти орфографических или пунктуационных ошибок;
— трех-пяти синтаксических ошибок.
Низкий уровень характеризуется наличием в рукописи шести и более орфографических или пунктуационных и шести и более синтаксических ошибок.
Виды ошибок в рукописях:
¾ орфографические — нарушение правил написания букв в словах и прописных букв;
¾ пунктуационные — нарушение правил употребления знаков препинания;
¾ синтаксические — нарушение правил построения предложений.
Исходя из норм оценки письменных работ учащихся средних школ, грубыми ошибками считаются те, которые нарушают широко распространенные (явные) правила и не вызывают трудностей при проверке.
Степень развития грамматического навыка чаще всего используется для установления не автора, а исполнителя рукописи.
2. Степень развития лексического навыка письма, т. е. словарный запас человека.
Каждый человек обладает определенным запасом слов, который формируется на протяжении всей жизни и зависит от социальной среды, в которой вращается человек, его культурного и профессионального уровня, специальности, местности проживания и т. д.
Лексика современного русского языка по сферам употребления делится на две группы: общеупотребительные слова и слова ограниченного пользования, т. е. слова, употребляемые какой-то группой людей. Словарный запас может быть обширным (богатая лексика) и ограниченным (бедная лексика).
Специфика лексики человека определяется в словах ограниченного пользования:
диалектизмы — слова, заимствованные из местного диалекта или говора;
профессионализмы — слова, употребляемые коллективом, объединенным профессией, специальностью;
арготизмы — жаргонные слова, выражения, речь определенной социальной группы людей, отличающейся наличием слов и выражений с особым значением;
вульгаризмы — слова, не свойственные литературной речи;
архаизмы — слова, вышедшие из активного употребления, устаревшие;
неологизмы — слова, которые недавно появились в языке и еще не вошли в активный запас. Со временем неологизмы обычно становятся общеупотребляемыми словами;
экзотизмы — слова иноязычного происхождения;
варваризмы — иноязычные слова; отличаются от экзотизмов тем, что могут выражать понятия, для которых в русском языке имеются свои исконно русские слова. В рукописях варваризмы обычно воспроизводятся буквами того языка, которому они принадлежат;
фразеологизмы — устойчивые словосочетания;
слова-паразиты — слова, не несущие смысловой нагрузки; неоправданно часто повторяющиеся одно или несколько слов.
3. Степень развития стилистического навыка письма.
Данный признак характеризуется языком изложения мыслей и общим построением письменной речи.
Язык каждой национальности подразделяется на функциональные стили. Выделяются: разговорно-бытовой, официально-деловой, научный, производственно-технический, публицистический стили.
Человек берет на вооружение только ту часть и разновидность стиля национального языка, которая в наибольшей степени отвечает его индивидуальности, психофизиологическим особенностям, общественной, трудовой и личной жизни.
Индивидуальный стиль — это присущая каждому человеку совокупность признаков письменной речи, отражающая навыки использования определенных языковых средств. Индивидуальный стиль каждого человека характеризуют конкретные признаки:
1. Архитектоника — общее построение письменной речи в рукописи, т. е. логическая последовательность, связь и взаимоотношения между всеми частями рукописи (вводная часть, основная часть и выводы). Навыки архитектоники проявляются в умении правильно, последовательно и взаимосвязанно излагать свои мысли. В заключении эксперта характеристика архитектоники обычно описывается таким образом: “мысли изложены правильно, логично и последовательно” или наоборот.
2. Наличие или отсутствие абзацев характеризует смысловую сторону письма. Определяется количество абзацев в рукописи, количество предложений в абзаце (размер абзацев), способ выделения абзацев.
3. Длина предложений. Предложения по длине определяются количеством слов: малые — до шести, средние — от шести до тридцати, большие — свыше тридцати слов.
4. Преобладающий тип предложений. Предложения по типу бывают: с упрощенной конструкцией, с простой конструкцией (простые повествовательные), со сложной конструкцией (сложноподчиненные, сложносочиненные), с усложненной конструкцией (сложные с вводными словами, причастными и деепричастными оборотами).
5. Наличие символов, способы сокращений, исправлений.
Символы — условные графические знаки, служащие для обозначения отдельных слов и словосочетаний.
Сокращения бывают следующими:
аббревиатуры — использование начальных букв слов (АПН, ТАСС);
слоговые — сокращение по слогам (профком);
усеченные слова — одно слово сокращено, второе полное (пединститут, фотохимический);
авторские — сокращения, не предусмотренные правилами. Они имеют наибольшее идентификационное значение.
Исправления бывают по буквам, выше, ниже букв, с зачеркиванием неправильной буквы или слова и т. д.
6. Способы акцентирования, т. е. способы выделения основной, по мнению автора, мысли или слова в рукописи:
подчеркивание (одной, двумя чертами, другими красителями);
выделение специальным шрифтом, разрядкой букв;
— использование вопросительных, восклицательных знаков, многоточий, скобок и т. д.
изменение наклона, размера букв в отдельном слове, фразе.
Частные признаки письменной речи
Для каждого человека эти признаки качественно различны:
1. Устойчиво повторяющиеся (два и более раз) ошибки: грамматические (орфографические, пунктуационные, синтаксические) и лексические.
2. Авторская лексика — употребление в рукописи определенных специфических слов: диалектизмов, профессионализмов, арготизмов и т. д.
3. Навыки акцентирования — устойчиво повторяющиеся (два и более раз) способы акцентирования в рукописи.
4. Навыки в использовании символов, сокращений, исправлений — устойчиво повторяющиеся (два и более раз) способы сокращений, исправлений, использования символов.
При наличии большого по объему почеркового материала исследование необходимо начинать с изучения признаков письменной речи. Они обычно используются в совокупности с признаками почерка, но и по признакам письменной речи можно решить идентификационные вопросы, особенно диагностические — физическое, психическое состояние писавшего, определение его возраста, пола и т. д., а иногда и ситуационные — характеризующие условия, обстановка, обстоятельства, в которых исполнялась исследуемая рукопись.