Графология это наука? как подделать почерк?

Что такое графология, на чем она основана и как это работает!

Лариса Дрыгваль, графолог, кандидат психологических наук
Инесса Гольдберг, графолог, руководитель Графологического агентства и Школы Графоанализа Инессы Гольдберг
http://grafologia.co.il/ru

Графология –это наука!

Графология – прочно зарекомендовавшая себя в Европе, Америке и Израиле технология психодиагностики. Графологический анализ базируется на понимании того, что почерк формируется мозгом и в большей степени, чем моторикой, определяется подсознательными процессами. В процессе письма рука является лишь инструментом мозга, личности пишущего. Научная графология основана на физиологических, психологических, психопатологических и других знаниях, а также научных исследованиях в перечисленных областях и богатом статистическом материале. Примечание: интересные эксперименты, подтвердившие связь мозга и почерка, были проведены с помощью гипноза, также – с помощью измерения процента алкоголя в крови пишущего.

каллиграфия графология

Графология – наука или искусство?

Пожалуй, если постараться дать наиболее точное определение графологическому анализу, правильнее всего было бы сказать, что он заключает в себе элементы и того и другого. Графология системна, основана на исследованиях, наблюдениях и изучении закономерностей, а также на специальных экспериментах. Теоретической базой графологического метода являются многочисленные научные труды.

Графология научна также и в том смысле, что позволяет подтверждать теоретические предположения на практике. Этим она выгодно отличается от некоторых других направлений психодиагностики, где доказать теоретические утверждения и предлагаемые классификации личности весьма затруднительно. С точки зрения используемых понятий, графология использует терминологию ряда психологических дисциплин – от теории личности до психопатологии. Это возможно потому, что она отлично коррелирует с основными учениями классической психологии, частично опираясь на них. Конечно же, важно понимать, что графология (как и некоторые другие психологические и медицинские дисциплины) не является точной наукой в математическом смысле слова.

Несмотря на теоретическую базу, системность, обоснованность, таблицы и т. д., – полноценный графологический анализ почерка невозможен без участия живого специалиста, чей опыт и психологическое чутье незаменимы для наиболее точного понимания различных сочетаний и нюансов признаков в почерке. Одного логического подхода недостаточно; требуется способность увидеть и сложить из многочисленных признаков целостную картину исследуемой личности. Поэтому процесс обучения графолога требует длительной практики, чтобы, во-первых, приобрести «наметанный глаз» в опознании нюансов почерка, а во-вторых, научиться эффективно сопоставлять эти признаки между собой.

Таким образом, графология содержит в себе и элемент искусства! В частности, необходима немалая доля профессионального чутья, интуиции. Поскольку каждое из многочисленных явлений в почерке не имеет одного значения, так как это зависит от сочетаний, выраженности явлений и т. д., – то необходим целостный подход. «Чистая математика» ошибется, так как в данном случае совокупность признаков может равняться иному, чем просто их сумма! Человеческая интуиция, основанная на опыте и знаниях, необходима здесь в той же мере, как она необходима врачу при постановке диагнозов. Медицина – тоже неточная наука и часто медицинский справочник симптомов не может заменить живого специалиста, при этом может подвести. По аналогии с определением состояния здоровья человека, когда делать выводы только по наличию температуры или тошноты не имеет смысла, а для специалиста недопустимо, так и в графологии – невозможно делать выводы по одному-другому явлению («симптому») в почерке, который как правило имеет несколько различных позитивных и негативных значений. В связи с указанными особенностями, до сих пор нет ни одной безошибочно работающей программы для анализа почерка.

Подобно многим областям, требующим не только знаний, но и личных навыков их применения (например, медицина, психология, некоторые прикладные дисциплины), анализ почерка практически не поддается компьютеризации. Несмотря на большой соблазн изобрести компьютерную программу для автоматического анализа почерка, пока качественная программа также нереальна, как и использование полиграфа без полиграфолога, или использование данных анализов, обследований и лечение без живого врача. Абсурдно полагаться на «опыт и интуицию» машины, оценивающей такие тонкие материи, как взаимосвязанные или противоречивые особенности личности лишь по произвольно введенным простым отдельным данным. Не говоря о составлении «на выходе» по-настоящему адекватного и последовательного анализа, а не бессмысленного набора цифр или противоречивых качеств, – будет просто непонятно, что с этим всем делать. Соблазн просто «написать программку» велик, но слишком многое, если не все, зависит от уровня квалификации, проницательности, понимания самого человека, обрабатывающего данные – нет гарантии, что программа не придет к недостоверным частично или даже полностью, выводам. Сейчас идет серьезная работа по созданию такой компьютерной системы, но это будет именно вспомогательная программа для опытных графологов. Она сможет здорово оптимизировать процесс анализа для специалиста, однако, ни в коем случае не дать «легкое решение», заменяющее эксперта.

“Чтобы быть разведчиком нужно обладать такими свойствами личности как широкое видение проблем, выраженная способность к анализу и синтезу, инициативность и творчество, готовность брать на себя ответственность и идти на риск”. Этим качествам, считает полковник Черных (“Совершенно секретно”, 10/99) соответствуют следующие графологические признаки: Строки письма – ровные, горизонтальные, приподнятые над линией графления. Правые поля заполнены рационально, со знаками переноса. Почерк беглый, с высокой степенью связности и разгона. В буквенных сочетаниях часто используются рациональные соединения. Прописные буквы без элементов вычурности, а в некоторых случаях заменяются увеличенными строчными. Подпись, как правило, начинается с буквы имени и заканчивается коротким горизонтальным штрихом. Теперь подробней.

– Поднимающаяся вверх подпись характеризует человека как энергичного, темпераментного, оптимистически настроенного.

– Горизонтальная – уравновешенность, постоянство.

– Опускающаяся – пессимизм, неуверенность,неудовлетворенность выполняемой работой.

– Крупная и размашистая подпись – автор эгоцентрист, он плохо мирится с обыденными средними условиями жизни.

– Начальная буква подписи соответствует начальной буквой фамилии – скромность, простота, соответствие запросов реальными возможностям.

– Начальная буква подписи обозначает имя писавшего, а после нее выполнена подпись от фамилии – деловитость, ответственность, вдумчивость.

– Начальная буква замысловатая (возможно соединение различных инициалов, в том числе и любимых лиц) – замкнутость, скрытность. Такие люди избирательны в дружбе, недоверчивы.

– Чрезмерно украшенная различными завитками и штрихами начальная буква в подписи честолюбие, эгоцентризм, самолюбование в ущерб результатам дела, это и постоянная отвлекаемость, неумение выделить главное в работе.

– Наличие в подписи многократно повторяющихся однообразных штрихов – повышения энергичность, деятельность автора, способность видеть перспективу в многообразии.

– Чем больше дополнительных элементов (штрихов, петель, завитков) содержится в подписи напряженного (скорописного письма), тем в большей степени автор обладает воображением, художественным вкусом, находчивостью.

– Подпись без росчерка – культурный вкус воспитанность.

– Прямой отрывистый росчерк как бы падающий вниз, – энергичность, решительность смелость, жесткость во взаимоотношениях с подчиненными.

– Росчерк в виде зигзагов или волнистой линии – энергичность, подвижность, деятельность, веселый нрав. Возможен поверхностный подход к решению отдельных вопросов.

– Возвращающийся снизу к началу подписи росчерк – эгоизм, недоверие. * * * Можно определить по почерку и состояние писавшего, оказывалось ли на него в этот момент психологическое давление, где он находился (в темном помещении, движущемся транспорте). Можно по почерку “вычислить” подвыпившего автора. И все же основное назначение судебно-почерковедческой экспертизы – исследование почерка с целью его идентификации. Если автографы слишком похожи, один из них – фальшивый. Как не встречается абсолютно идентичных почерков у разных людей, так не бывает и абсолютно одинаковых автографов у одного и того же человека. Каждый новый, хоть немного, да отличается от прежнего, а поэтому, если автографы вдруг оказались похожими как две капли воды, эксперты не сомневаются: один из них – фальшивка. Подделать почерк или подпись можно двумя способами. Первый – техническая подделка. То есть, когда имея на руках их образец, человек на просвет через стекло переводит каждую букву, затем все это обводит и – в результате очень кропотливого труда – получается текст по почерку совпадающий с почерком оригинала. Но при этом проявляются признаки замедленности письма. Лучший результат получается, когда в ходе предварительной тренировки человеку удается выработать у себя необходимые двигательные навыки, позволяющие имитировать чужой почерк или подпись. Но для этого требуется определенный талант. Как ни странно, эксперты-почерковеды довольно легко выявляют попытки подделать старческую руку: достоверно изобразить все эти неровные закорючки не так-то просто, как может показаться на первый взгляд. Анализируя летучие компоненты чернил можно достаточно точно определить, когда была сделана надпись: с возрастом поверхность записи твердеет и с нее все меньше извлекается летучих компонентов. Но вот после 5 лет установить разницу, допустим, между 5 или 7 годами уже не удается. С точки зрения почерковедения подпись – это удостоверительный знак личности. И хотя требования к своей подписи каждый формирует сам, необходимо учитывать следующее: чтобы подпись не могли в дальнейшем оспорить, она не должна быть слишком простой. То есть, чем больше в ней букв, тем труднее ее подделать. Ведь не зря нотариусы требуют поставить на заверяемых ими документах не только подпись, но и написать фамилию, имя и отчество. Бывает, что у подписантов имеется несколько вариантов подписи: попроще – для бумаг не столь ответственных и посложнее – для важных. Если подпись сильно упрощена, в ней нет (или слишком мало) информации об исполнителе, то даже опытный эксперт не всегда сможет помочь: в каждом десятом случае следует отказ от проведения экспертизы из-за отсутствия 100-процентной гарантии. Стоить обратить внимание и на то, как расписывается ваш партнер, не отличается ли его подпись от обычной. Ведь бывает, что ставя свою подпись, человек уже знает, что в будущем легко откажется от нее. Поэтому требуйте, чтобы долговые расписки писались только вручную. А уж чем они будут написаны – чернилами, гелиевой или шариковой ручкой – для эксперта не столь важно. При возникновении спора по поводу подлинности подписей на договорах, долговых расписках и других документах суд сам назначает почерковедческую экспертизу, хотя любой гражданин может обратиться самостоятельно за помощью в лабораторию судебной экспертизы

Самый опытный эксперт может определить даже не повседневный почерк, а, к примеру, записи, сделанные печатными буквами в зеркальном отражении левой рукой.

Оказывается, по надписям можно отметить довольно много подробностей: возраст и пол, место обучения, основной род деятельности, национальность. Дело в том, что, по мнению психологов, основное развитие и становление письма происходит в первые 20 лет жизни, так как именно в эти годы человек больше всего пишет (в школе, другом учебном заведении). А дальше его манера закрепляется. Поэтому тот, кто получил образование начальное и высшее, скажем, в США для эксперта надолго останется американцем.

Как складывается манера письма? На нее влияют множество факторов, один из которых – психическое здоровье. Как отмечают сотрудники отдела экспертиз, шизофреников отличает любовь к вычурным буквам, которые нередко пишутся по диагонали листа. Любое рукописное творение может отражать в себе все то, что происходило вокруг или в душе «автора». Например, попробуйте написать в кромешной тьме. Наверняка ваши буквы будут многим отличаться от тех, что написаны при свете.

Зная о таких подробностях, можно ли подделать почерк? Некоторые люди обладают уникальным умением или даром, как это еще можно назвать, подделывать почерк. Невооруженным взглядом будет заметно явное сходство плавных линий, закорючек и прочих особенностей написания. Однако многие эксперты готовы заявить, что со 100% схожестью сделать это невозможно.

Существуют случаи, когда подделку почерка используют не для документального оформления, а в сфере искусства. Тогда подделавший почерк претендует не на собственность, деньги или любые другие материальные ценности, а на творческую наработку, например в сфере художественного искусства. В любом из этих случаев, особенно если над подделкой почерка поработали профессионалы, вам понадобиться юридическая помощь.

Ксения Знаменская аватар
Последнее посещение: 6 лет 3 месяца назад
Зарегистрирован: 07/19/2012 – 19:56

Носят ли прописи обязательный характер?

Досконально (надеюсь) изучив вопрос методики обучения письму по прописям, установила для себя, что прописи стандартов 1968 и 1991 года (поправьте меня, если это не самые последние), ориентированные на “безотрывное” письмо шариком и упрощенное начертание букв, не только противоречат исторически сложившейся русской каллиграфии, но и намного менее физиологичны, чем прописи 1937 года. Если администрация сайта не против, подготовлю об этом статью.

Лично меня учили, конечно, уже по 1968. Но как только я смогла, я самостоятельно преобразовала свой почерк и выработала у себя — интуитивно, никто не учил — почерк, как оказалось потом, полностью соответствующий стандарту 1937 года. Не хвалюсь, но пишу красиво.

Вопрос.    Если я в рамках семейного образования (на дому) стану учить ребенка писать по старому стандарту, — смогут ко мне придраться?

Хочу обсудить все аспекты проблемы, образовательные и юридические.

Графология — область знания о почерке и методах его исследования с точки зрения отражающихся в нем психических состояний и особенностей личности пишущего. Различные характеристики почерка дают в совокупности ценную информацию о темпераменте человека, его характере, состоянии в момент написания, отношении к предмету и содержанию написанного. Психологический анализ почерка предполагает учет всех известных сведений о данном индивиде и обстоятельствах написания анализируемого текста. Так, особенности психологии мужчин и женщин проявляются уже в различных типах почерка, которые, как можно предположить, могут обнаружить себя и в трудовой деятельности. Например,мужской почерк, по данным графологии, характеризуется следующим: беззаботный, неробкий; торопливый, неправильный (неравномерный); буквы остаются открытыми; почерк некрасивый, плохо выглядит; размашистый; широкие линии и широкие буквы; твердый, сильный нажим; острые углы; ошибки; индивидуальный — оригинальный; наклон вперед; слитный; свободный. Женский почерк: тщательный; чистый; единообразный; точный; определенный; правильный, буквы без пропуска знаков; красивый; маленькие линии без нажима; округленный; стандартный; наклон назад; компактный; с близко стоящими буквами

Результаты современных исследований подтверждают имеющуюся взаимосвязь почерка с некоторыми психическими особенностями человека. По мнению многих психологов, в почерке больше, в чем в любой другой двигательной активности человека проявляется его психическая сущность. Дело в том, что неосознанное напряжение определенных групп мышц сопровождает все наши душевные движения. Так, если человек находится в каком-то стойком эмоциональном состоянии или есть стойкая тенденция в поведении, то это проявится в стойком напряжении отдельных мышечных групп. Различия же в тонусе разных мышечных групп будут источником различий и в расположении линий на бумаге, что проявится в своеобразии почерка. К тому же, за долгую историю человечества, некоторые геометрические понятия превратились для нас в символ, к которому мы можем по-разному относиться, принимая или отвергая его. Например, «острые углы», как правило, ассоциируются с упорством, резкостью, неуступчивостью, что, зачастую, находит свое отражение в написании букв: но если упорство и резкость нам неприятны, мы будем избегать в письме острых углов, потому что знаем об этой ассоциации.

Почерк зависит также от типа нервной системы, что подтверждается современными исследованиями по профессиональному отбору людей. Ведь для письма, как и для всякой другой работы, нужны определенные затраты энергии, и ее можно истратить на эту работу больше или меньше. Одно и то же можно написать большими или маленькими буквами и при этом нажимать на бумагу с большей или меньшей силой. А зависеть это будет от «энергетического блоке» мозга, с которым связаны аффекты и общая активность коры, что проявляется в соответствующем типе высшей нервной деятельности человека.

Графологическая экспертиза широко используется в современной практике отбора кадров. Например, в оценочных центрах США при подборе новых работников используется графологическая экспертиза анкет претендента по 238 признакам, с помощью которого могут быть описаны: расположение текста, направление и наклон букв, их величина и форма, ритм письма и т. д.

Основные признаки почерка, анализируемые графологической экспертизой:

Размер букв: (очень маленькие, маленькие, средние, крупные).
Наклон букв: (левый наклон, легкий наклон влево, правый наклон, резкий наклон вправо).
Направление почерка: (строчки ползут вверх, строчки прямые,  строчки ползут вниз).
Размашистость и сила нажима: (легкая, средняя, сильная, очень сильная).
Характер написания слов: (склонность к соединению букв и слов, склонность к отдалению букв друг от друга, смешанный стиль).
Общая оценка: (почерк старательный, буквы выведены аккуратно;  почерк неровный, некоторые слова читаются с трудом; почерк небрежный, неразборчивый, буквы написаны кое-как).

В  США широко распространены специальные графологические бюро, специализирующиеся на анализе профессиональных и личностных качеств претендентов на различные управленческие должности по их почерку. Графологическая экспертиза является для компаний и правительственных учреждений более простым, дешевым, а главное, верным способом отбора, чем традиционные психологические тесты.

Как показали исследования многих зарубежных и отечественных графологов, между графологическими и морфологическими оценками индивида существует высокий коэффициент корреляции, особенно в оценке соотношения личности с социальной средой, которые являются чрезвычайно важными компонентами общего поведения человека. Почерк сильно коррелирует с общим типом телосложения человека. Это делает графологию и графологическую экспертизу значимой для отбора кадров. Можно сказать следующее:

— почерк пикника характеризуется отсутствием отдельно выведенных букв, а слово представляет собой одно слитное, плавное целое, состоящее из одной-двух сложных кривых линий, буквы равномерны по величине, форме и наклону, закруглены. Общее впечатление легкости, непринужденности, плавности письма, отсутствие микрографии. Отмечается сходство почерков пикников между собой;

— почерк астеника характеризуется одним или несколькими из следующих свойств:
1) разделенность слова на несколько частей, на буквы или части букв, между собой не соединенные;
2) если буквы соединены, то причудливо, неравномерно;
3) отдельные буквы неравномерны, неправильны по вели- чине, форме, наклону, не закруглены, заострены;
4) иногда буквы равномерны и закруглены, но отмечается излишняя тщательность и аккуратность в выведении отдельных букв;
5) известная «детскость», неправильность, неуверенность почерка;
6) микрография;
7) окаменелость почерка, его неизменяемость ни при эмоциях, ни при скорости письма;
8) необычный наклон букв;

— почерк атлетика, в отличие от почерков астеников и пикников, более вариативен и в значительной степени связан с той ролью, которую атлетоид выбирает для себя в том или ином случае. Перевоплощение атлетика из одной роли в другую проявляется и в соответствующем почерке.

(Примечание: Пикнический тип — тип телосложения, характеризующийся широкой и коренастой фигурой с короткой шеей, склонен к ожирению; астенический тип характеризуется высоким ростом, узкой и длинной грудной клеткой и слабой мускулатурой. Атлетический тип отличается развитой хорошо мышечной массой).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
PishiKrasivo.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: