Каллиграфия – искусство

пиши красиво, каллиграфия

Следуя словарному определению, каллиграфия означает «красивое письмо» или «искусство красивого и чёткого письма».

Другими словами – каллиграфия — это искусство красивого написания.

Возможно, это представляется очень сложным делом, но с небольшой практикой любой сможет освоить основы каллиграфии.

Ранние формы каллиграфии уходят корнями к рисункам древних людей. До 1440 года, года изобретения печатного пресса, каллиграфия была единственным способом создания книг и других публикаций. Писцу приходилось переписывать вручную каждую копию книги или издания. На пергаменте или кальке писали при помощи птичьего пера и чернил. Школы письма существовали во все времена. Сейчас же каллиграфическое письмо можно чаще встретить на свадебных приглашениях.

Существуют три основных вида каллиграфии:

  • Западный или Романский
  • Классическое арабское письмо
  • Китайский или Восточно-азиатский

Этот учебник в основном уделяет внимание западной каллиграфии, так как другие два стиля используют кисточку (вместо острого пера), которая пишет не так как наше каллиграфическое перо.

У нас есть одно огромное преимущество перед писцами прошлого — команда Отменить. В случае ошибки мы не погубим всю страницу. К тому же, инструмент каллиграфии в Inkscape позволяет использовать такие художественные приёмы, которые были бы невозможны с обычным пером и чернилами.

Технические средства

Вы получите наилучшие результаты, используя планшет и перо (например Wacom), но при помощи мыши также можно получить неплохой результат. Правда, будет проблематично получить сложно изогнутые линии так же качественно и быстро как с планшетом.

Inkscape умеет интерпретировать силу нажатия и угол наклона пера относительно плоскости планшета. Эти функции по умолчанию отключены, поскольку требуют вдумчивой индивидуальной настройки. Помните, что каллиграфия при помощи птичьего пера или перьевой ручки в отличие от кисти не слишком чувствительна к наклону.

Если у вас есть планшет, и вы хотели бы использовать упомянутые выше возможности, вам придётся настроить его для работы. Эта настройка делается лишь раз. Для начала необходимо подключить сам планшет перед запуском Inkscape, а затем из меню Файл открыть диалог Устройства ввода…. В этом диалоге выбирается предпочитаемое устройство и настройки пера планшета. После этого переключитесь на каллиграфическое перо и в панели параметров включите распознавание силы нажатия и угла. Теперь Inkscape будет загружать эти настройки при каждом запуске.

Каллиграфическое перо в Inkscape может быть чувствительным к скорости написания (см. далее «Сужение»), так что если вы используете мышь, то, вероятно, захотите обнулить этот параметр.

Параметры инструмента каллиграфии

Переключитесь на инструмент каллиграфии, нажав Ctrl+F6, клавишу C или нажав кнопку Рисовать каллиграфическим пером на Панели инструментов. На верхней панели расположены 8 параметров: Ширина; Сужение; Угол; Фиксация; Дрожание штриха; Масса пера; Концы и Виляние пером. Здесь же расположены кнопки для переключения: Нажим (pressure) и Толщина линии пера.

Ширина и Сужение

Эта пара настроек отвечает за ширину вашего пера. Значение ширины может составлять от 1 до 100 и измеряется в единицах относительно размера окна программы, но независимо от масштаба. Это важно, поскольку настоящая «единица измерения» в каллиграфии — это диапазон движения вашей руки, и, следовательно, удобно, когда ширина кончика пера является константой по отношению к размеру вашего «холста», а не какими-нибудь настоящими единицами, зависящими от масштаба. Тем не менее, это поведение опционально и может быть изменено, если вы предпочитаете абсолютные единицы, не зависящие от масштаба. Для переключения типа поведения используйте переключатель на странице инструмента Каллиграфическое перо в диалоге настройки программы, которую можно открыть двойным щелчком по значку инструмента.

Так как ширина пера часто меняется, вы можете менять её не только в панели настроек инструмента, но и при помощи левой и правой стрелок клавиатуры, либо с помощью пера планшета, поддерживающего распознавание силы нажатия. Главное качество этой функции состоит в том, что она работает в момент рисования, поэтому вы можете менять ширину пера постепенно по ходу действия.

Ширина пера также может зависеть от скорости письма, что контролируется параметром Сужение. Значение этого параметра может быть от -100 до 100; ноль означает, что ширина не зависит от скорости написания, положительное значение сужает быстро начерченные линии, отрицательное — расширяет. Начальное значение 0,1 придаёт линиям умеренное сужение при быстром письме. Ниже приведены некоторые примеры изложенного. Все штрихи нарисованы со значением ширины=20 и углом=90.

Для развлечения установите значения ширины и сужения равным 100 (максимальное) и порисуйте резкими движениями. Получаются странные фигуры, похожие на нейроны.

Угол и Фиксация

Наиболее важный каллиграфический параметр после ширины — это угол вашего пера в градусах. Он меняется от 0 (горизонтальное положение) до 90 (вертикальное положение, против часовой стрелки) или -90 (вертикальное по часовой).

Каждый традиционный каллиграфический стиль имеет свой превалирующий угол пера. Например, унцианский шрифт использует угол в 25 градусов. Более сложные стили и более опытные каллиграфы часто меняют угол во время работы, и Inkscape позволяет делать это с помощью клавиатурных стрелок вверх и вниз . Для начала каллиграфических занятий предустановленное значение прекрасно подойдёт. На примерах ниже, штрихи имеют разный угол (фиксация = 100).

Как видно на примере, штрих тоньше, когда идёт параллельно своему углу, и шире, когда идёт перпендикулярно ему. Положительные значения параметра Угол соответствуют более традиционной каллиграфии для правой руки.

Скорость перехода от толстого к тонкому контролируется параметром Фиксация. Значение равное единице означает что угол постоянен и равен значению установленному параметром Угол. Уменьшение фиксации позволит перу немного повернуться против движения штриха. Со значением фиксации 0 перо поворачивается свободно, пытаясь быть перпендикулярным движению, и значение параметра Угол не имеет никакого эффекта.

Говоря языком типографов, максимальная фиксация, а следовательно максимальная ширина (верхний левый пример) — характерная черта старинных шрифтов, таких как Times или Bodoni (исторически сложилось что эти шрифты копируют каллиграфию фиксированного пера). С другой стороны, нулевую фиксация и нулевую ширину (верхний правый пример) мы можем увидеть в современных шрифтах без засечек, таких как Helvetica.

Дрожание

Дрожание необходимо для придания каллиграфическим штрихам более реалистичного вида. Значение дрожания изменяется в панели настроек инструмента в диапазоне между 0,0 и 1,0. С его помощью можно получить как слегка неровные линии, так и совершенно съехавшие с катушек штрихи. Это существенно увеличивает творческий потенциал инструмента.

Масса и Торможение

В отличие от ширины и угла, эти два параметра определяют «чувствительность» инструмента, а не внешний вид штрихов. Так что в этом разделе не будет никаких примеров. Просто попробуйте рисовать, меняя значения, чтобы понять смысл этих настроек.

Торможение — это сопротивление бумаги движению пера. Изначально установлено максимальное значение (0), и уменьшение этого параметра делает бумагу «скользкой». Если масса большая, перо уходит в сторону при резких поворотах, а если масса нулевая, то от коротких движений перо дико ёрзает.

В физике масса — причина инерции. Чем больше значение массы, тем больше задержка между движением вашей мыши и тем больше смягчаются резкие повороты штриха. Изначально это значение очень мало (2), поэтому инструмент реагирует быстро. Но массу можно увеличить для получения замедленного пера и гладких линий.

Примеры каллиграфии

Ознакомившись с возможностями инструмента, можно начать практиковаться в настоящей каллиграфии. Если вы новичок в этом деле, найдите хорошую книгу по каллиграфии (например, «Творческая каллиграфия» Малькольма Кауча) и занимайтесь по ней, используя Inkscape. В этом разделе приведено несколько простых примеров.

Для того чтобы начать писать буквы, нужно усвоить некоторые правила. Если вы собрались писать наклонным или рукописным шрифтом, то удобно использовать направляющие линейки (как в школьных тетрадках).

Потом следует подобрать масштаб так, чтобы расстояние между линейками соответствовало вашему обычному размаху. Настройте ширину, угол — и вперёд!

Вероятно, первое, что вам захочется сделать как начинающему писцу — это попрактиковаться в написании элементов букв — вертикальных и горизонтальных линий, круглых и наклонных штрихов. Ниже изображены некоторые элементы букв унциального (Unicial) шрифта:

Несколько полезных советов:

  • Если ваша рука удобно лежит на планшете, двигайте холст не ей, а другой рукой Ctrl+стрелки.
  • Если штрих получился неудачным, просто избавьтесь от него (Ctrl+Z). Если же фигура хороша, но немного не к месту или размер не тот, проще временно переключиться на инструмент выделения (Space) и подправить размер/форму/местоположение по необходимости (используя мышь и клавиши клавиатуры), а затем снова вернуться к каллиграфическому перу (ещё раз нажав Space).
  • Закончив с написанием слова, снова включите инструмент выделения, чтобы избавиться от неточностей и неровностей, но не перестарайтесь: хорошая каллиграфия должна быть не совсем точной, чтобы быть похожей на рукописную. Удерживайте себя от искушения копировать буквы и элементы букв: каждая линия должна быть оригинальной.

Ниже приведены готовые примеры:

Заключение

Каллиграфия — не просто забава, это возвышенное искусство. Она может изменить ваш взгляд на всё, что вы делаете и видите. Инструмент каллиграфии в Inkscape предлагает только скромное введение в увлекательный мир каллиграфии. И всё же, с этим пером приятно работать и оно более чем пригодно для серьёзных дизайнерских работ. Рисуйте и получайте удовольствие!

Интересный пост я нашел на просторах ЖЖ. Особенно будет интересен дизайнерам-шрифтовикам.

Нам показывает Таня Черкиз, как она рисовала надпись.Каллиграфия. Мелодия слов... Екатерина - YouTube

Для начала она ищет картинки-вдохновители. Ей хотелось нарисовать лёгкие и изящные буквы с росчерками.

Как она говорит: «Сразу не бросаюсь вырисовывать буквы, сначала определяюсь с общей композицией. Если бы вы начали рисовать портрет, то начали бы его от общего к частному, тут всё тоже самое.»

К примеру, выбираем направление и рисуем первый эскиз.

Теперь сканируем, открываем Иллюстратор (кто-то предпочитает рисовать в Фонтлабе, кому как).

Берем Pen Tool, рисуем буквы поверх эскиза. Рекомендуется смотреть на общую картинку издалека, поэтому не вырисовываем каждую букву, пока не закончим обводить все буквы. Сначала всё выглядит некрасиво, везде слишком разные расстояния, некрасивые сглаживания.

Исправляем и ещё раз исправлем линии. А чтобы лучше понимать, что нужно исправлять, распечатываем картинку и берем в руки простой карандаш. Линия, нарисованная от руки, выглядит гораздо пластичнее, так легче проследить места, которые нужно исправить.

Следовательно, чем меньше точек в букве — тем лучше. Всегда старайтесь делать так, чтобы усы точек лежали или вертикально или горизонтально. Округлые линии получаются более правильными (всё по принципу круга).

каллиграфия winter is coming Stark
Каллиграфия ПИШИКРАСИВО winter is coming Stark

Самый лучший простой способ сравнить толщины штрихов: нарисовать на них равные окружности и подогнать всё до нужного размера. Здесь не нужна особая точность, буквы ведь разные, надпись должна оставаться «живой».

Ещё один способ проверить правильно ли всё в надписи — взять и перевернуть её, посмотреть под другим углом. Обычно, это делается для того, чтобы проверить кернинг. Здесь такой трюк мало зачем нужен, но посмотреть стоит.

Постепенно буквы приходят в нормальный вид. Затем, мы Правим, правим очень много. Экспериментируйте с росчерками, с толщиной и высотой букв. Далее доводите буквы до финального варианта. Выделяйте надпись, склеивая все объекты, удаляете лишние точки, всё ещё раз проверяете. Финал.

Считается, что буквы не должны рисоваться за один день. Другими словами, надпись должна обязательно «полежать», на следующий день найдется что ещё исправить. Но нужно знать меру, леттеринг можно править вечно.

каллиграфия почерк

 

Инструменты для письма – важная часть каллиграфии.

Зачастую инструмент диктует стиль письма и характер надписи. Почти все подручные предметы можно использовать в каллиграфии, но иногда довольно сложно найти качественное перо или ручку. Обычно почти всё необходимое продается в магазинах для художников (исходя из ассортимента магазинов г. Киева), но некоторые вещи можно купить только в интернет-магазинах или на ebay. Вот полезные ссылки на онлайн магазины:

www.scribblers.co.uk (практически весь ассортимент товаров для каллиграфии)

kalligraphie.com (огромнейший выбор перьев и всевозможных инструментов для письма)

www.kallipos.de (перья винтажные и современные, держатели пера, чернила)

www.jetpens.com (ручки и маркеры для каллиграфии)

Интернет-магазины предлагают огромный выбор, и бывает сложно сориентироваться в таком количестве предложений. Особенно непросто с выбором остроконечных перьев. Здесь приведен небольшой обзор некоторых инструментов для каллиграфии, который поможет сориентироваться новичкам.

Остроконечные перья

Такие перья используются для письма в стиле Copperplate или прописей “с нажимом”. При нажиме, усики пера расходятся и линия приобретает красивое утолщение. В каллиграфии обычно применяются очень гибкие перья (very high flexibility), которые без нажима дают очень тонкую линию (их название обычно содержит extra fine или EF).  На фото слева направо: Gillott’s 303 extra fine, Eagle E750 extra fine, Leonardt Hiro 700, Brause 66 EF, MRRK Riga 235. Из них, перо Leonardt Hiro 700 продается в магазинах для художников в Киеве, а перо Riga 235 – из старых запасов советских  времен.

Для письма Copperplate обычно рекомендуют: Gillott 303, Leonardt Principal EF, Hunt 101, Brause 66EF, Brause Rose 76

pointed nibs

Остроконечние перья бывают разных размеров. На верхнем фото перья небольшого размера, для письма по очень гладкой бумаге. Но есть еще и более длинные перья, которыми удобнее писать по шероховатой бумаге и которые лучше подходят для людей с большим размером ладони. На фото внизу: перо “звездочка”, John Mitchell’s 727 EF, John Mitchell’s Selebrated G, Brause 76 Iserlohn (Rose), Brause 361 (Blue Pumpkin).

long pointed nibs

Ширококонечные перья

Классическая западная каллиграфия – это письмо ширококонечным пером. При письме широким пером, толщина линии зависит от угла поворота инструмента. Обычно используются перья с прямым срезом, хотя можно писать и перьями у которых срез идет под небольшим углом. Такие перья продаются в магазинах для художников, фирма-производитель не имеет такого уж большого значения, нужно только решить какой размер пера вам нужнен. Ширина пера связана с размером букв, и обычно высота буквы составляет 4-5 ширин пера. То есть, для букв высотой 1 см подойдет перо шириной 2 мм.

broad nibs

Плакатные перья

Если нужно написать буквы большого размера, можно использовать плакатные перья, занакомые еще со школы. Хотя вряд ли их можно рекомендовать для обучения красивому письму.

Super Broad Nibs

Держатели для пера

На фото внизу обычный прямой держатель для пера и специальный Oblique Penholder, который применяется для письма стилем Copperplate. Прямые держатели продаются везде, а скошенный нужно искать в интернет-магазинах.

Holders

Калам

Это тростниковое перо – основной инструмент письма в восточной каллиграфии. На Востоке очень серьезно относятся к изготовлению калама, есть разные способы обрезки, очинки и расщепления тростника. Но чтобы просто попробовать что это такое, можно купить в магазине палочку бамбука или тростника и заточить ее как на фото внизу. (Палочки тростника часто используются для оформления цветочных букетов.) Конец калама расщепляется ножом, подобно перу.

Kalam

Маркеры для каллиграфии

Для каллиграфии существуют специальные маркеры. Главное их отличие от тех, которые есть в каждом офисе – прямой срез пишущей части. Я не видел, чтобы они продавались в Киеве, но их можно сделать и самому. Канцелярским ножом нужно обрезать под прямым углом офисный или перманентный маркер с плоской пишущей частью и получится каллиграфический инструмент. Хотя конечно специализированный маркер для каллиграфии гораздо качественнее и позволяет получать интересные эффекты во время письма.

Calligraphy markers

Авторучки для каллиграфии

Есть специальные авторучки для каллиграфии – ручки с широким пером (ширина пера может быть до 2 мм). Самые известные из них: Rotring ArtPen, Lamy Joy, Pelikan Script, Manuscript. Обзоры некоторых из них есть в блоге Антона Мизинова. На фото внизу Pelikan Script 2 мм и безымянная китайская ручка. Но самая лучшая авторучка для каллиграфии это Pilot Parallel Pen, ей посвящена отдельная страница на этом сайте.

ArtPen

Эти инструменты для письма в действии можно посмотреть в нескольких видеороликах, собранных в отдельном посте. Кроме обзора ручек, перьев и маркеров, в видео идет речь о кистях для каллиграфии, рейсфедере и cola-pen.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
PishiKrasivo.ru
Добавить комментарий