Как научить ребенка читать?

Какнаучитьребенкачитать?

Какжеправильнонаучитьребенкачитать? послогам? быстро?

«Начинатьнужносбукв!» —привыклимыслышатьотродителей.

Нет, нетинет! Буквы —этосимволы, которыеобозначаютто, чторебёнокужеусвоил, этоконец, аненачало.

Подготовкакхорошемувосприятиютекстаначинаетсясдвижения. Нет, несдвиженияглазпострочкам.

Будущаяспособностькобучениюзакладываетсявраннемдетстве;оназависитотдвигательнойактивностииоттого, насколькоребёнокхорошоориентируетсявпространстве.

Важноразвиватьумалышачувстворитма —здесьхорошопомогаютпениеиигранапростейшихмузыкальныхинструментах(дудочка, бубен, барабан). Полезнылюбыеигрысмячом, атакжеигрысоскакалкой, «резиночки»ит.п.).

Оченьполезноповторятьмелодии, простослова, стихи. Учитеребёнкавслушиватьсявнезнакомыеитихиезвуки(например, наприроде). Такжеваженфонематическийслух —годамкпятипроситеребёнкаответить, какойзвуконслышитвконцеиливначалезаданногослова.

Какнаучитьребенкачитать?

Слова, слоги, звуко-буквы —чтовыбрать?

Некаждыйродительспособенсориентироватьсявразнообразииметодик. Но, такилииначе, ихможноразделитьнанесколькогрупп.

  • Чтениецельнымисловами(илиглобальноечтение—сраннегодетстваребёнкупоказываютсразуцелыесловаизакрепляютихзначениеспомощьюзрительнойпамяти—методикаГленаДомана).
  • Слоговоечтение(ребёноквыучиваетичитаетцелыеслоги—методикаНиколаяЗайцева).
  • Сложениебукв(сначаларебёнокучитназваниябукв—«эм», потомпробуетихскладывать: «эм-а»—«ма», ит.д.).
  • Звуко-буквеннаяметодика(ребёноквоспринимаетзвуки, анализируетихвсоставеслова, учитсяслышатьихисоотноситьсбуквами).

Почему звуко-буквенный методлучше?

•Ребёноксначалавоспринимаетзвуки. Поэтомувполнеестественноначинатьобучениесних, анесбуквисимволов. Ктомужеприслоговомилиглобальномчтенииребёнокзаучиваетслогиилислова, неанализируяих.

•Прислоговомчтенииили, темболее, чтениицелымисловамиудетейвозникаюттрудностипониманиятекста, чтосильноотражаетсянаграмотности. Частодетинемогутпрочитатьсложныеслова, онипривыкаютчитатьлишьоткрытыеслоги(«ба», «па», «ма»ит.п.).

•Прислоговомилиглобальномчтениинарушаетсяглавныйпедагогическийпринцип«отпростогоксложному», посколькуребёноксразупогружаетсявсложнуюсистемусимволов.

Отзвуковкстихам

Какнаучитьребенкачитать?

•Сначаланужнозаинтересоватьребёнка.

Расскажитеемуоразныхписьменностях, покажитеиероглифыиразличныеспособынаписаниябукв, древниесвиткиилитабличкивмузее. Вспомните, каксаминаучилисьчитать(новашрассказнедолженотбитьуребёнкаохотуучиться). Иещёодинпростойсовет —большечитайтевслух.

•Переходитекзвукам.

Учитемалышавслушиватьсявокружающиймир. Попроситеегоизобразить, какжужжитпчела, какшуршатсухиелистикипоземле, какпадаетсветкияблоко. Используйтезвукоподражательныесловавиграх. Научитеребёнкаотличатьгласныеотсогласных(важнозапомнитьнеэтиназвания, ато, чтозвукиотличаютсядруготдруга). Спросите, можнолиэтотзвукпетьголосом, какойзвуквначалеиливконцеслова, какоесловоначинаетсястогожезвука? Еслиребёнокможетответитьнаподобныевопросы, стоитдвигатьсядальше.

•Теперь—буквы.

Ужевмладенчестверядомскроваткойребёнкавешаюткрасочныеплакаты—алфавитскартинками. Ноуребёнкаможетзакрепитьсяодин-единственныйобраззакаждойбуквой. Еслионзапомнил, что«б»—это«барабан»(такбылонакартинке!), тонавопрос, чтоонслышитвначалеслова«бык», онответит: «Барабан»! Лучшенепользоватьсятакимиприёмамиирасширятьассоциативныйряд. Мыслышимзвукииобозначаемихнаписьмебуквами. Поэтомумыспрашиваем«какойзвуктыслышишьвначалеэтогослова?», ане«какуюбукву?».

Необходимопомнить, чторебёноквоспринимаетмирчерездвижение. Какжебытьсзапоминаниембукв? Начертитеогромныебуквымеломнаасфальтеилипалкойнапеске, пройдитепонимвместесребёнком. Сделайтебуквыизтеста, проволоки, пластилинаит.п. Максимальнозадействуйтеспособностьребёнкавосприниматьмирчерезорганычувств. Поиграйтев«загадки»—«нарисуйте»знакомуюбуквупальцемнаспинеребёнка, пустьонеёугадает.

•Атеперь —слоги. Начатьлегчевсегосдвухгласных:

Ау
Уа
Иа

Идалеепрочитыватьоткрытыеслоги(согласный+ гласный), азатем —закрытые.

Сделайте карточки-таблички (например, ввидемногоэтажногодомика), гдевлевомокошкебудетсогласнаябуква, авправоеподставляютсягласные:

М↓
М+ а= ма
М+ и= ми

Иобратноеупражнение —влевомокошкепишемгласнуюбукву, кней«приходят»согласные, образуяслоги.
Уженаэтапепрочтенияпервыхслоговполезнодаватьребёнкуосмысленныеслова, хотябыиздвухбукв, анепростослоги. Например, «ах», «он»ит.п.

Основныеупражнения:

Какнаучитьребенкачитать? 2
—Подставитьнужнуюбукву(вначале, середине, концеслов): _ыба, _ир, _од.
— Найтилишнююбуквуивычеркнуть.
— Заменитьоднубуквутак, чтобыполучилосьновоеслово(мак —рак).
— Составитьвсевариантыслоговизнесколькихбукв.
—Добавитьнедостающийслогвподписиккартинке. Например, ккарточкесизображениемптицы    выкладываетсяслог«пти». Ребёнокдолжензакончитьслово.
— Распутать«перепутанные»слоги:

КА —шап
КА —лей

—Составитьсловаизнабораслогов.

— Выполнитьупражнениянаразвитиевниманияприписьме. Дляэтогонапечатайтеслогинакомпьютере, сначалаоднустроку, потомнесколько. Встрокесодинаковымислогамиспрячьтеслогсошибкой. Ребёнокдолженнайтиегоивычеркнуть. Этомогутбытьпростобуквенныесочетания, двесогласные, кпримеру:
сосососососососооососососососососососососооососососососс.

Последнийэтап—предложения.

Еслиребёноклегкопрочитываеткоротенькиеслова, составьтепростыепредложенияиздвух, азатемизтрёхслов, постепенноусложняязадания.

Вотмак.
Тамель.
Гдекот?

Первыепредложениястарайтесьсоставлятьизпростыхзнакомыхслов: именачленовсемьи, основныеглаголыипр. Онинедолжныбытьслишкомсложными, чтобыребёнок, дочитавдопоследнегослова, незабылпервое. Такженаданномэтапененужночитатьстихи —ребёнкуещетрудночитать, соблюдаянеобходимыйритм, ионможетрасстроиться.

Постепенноусложнитезадачу, вводядвусложныеслова:

Он бе-жит.
Ры-ба в мо-ре.

Оченьполезночитатьпотешкииликороткиепесенки. Нужноучитывать, однако, чтовнихестьритм;онидолжнывводиться, лишькогдаребёнокможетпрочитатьхотябыдвасловаподряд.

ДедушкаЕжок,
Неходинабережок,
Тамрастаялснежок,
Заливаетлужок!
Тыпромочишьножки,
Красныесапожки!

Разныедети

Дажееслиребёнокпродвигаетсямедленнее, чемхотелосьбыродителям, нестоитторопитьсобытияиискать«экспресс-метод». Детиразные—итемпыобученияотличаются. Следовательно, чемувереннеемалышпройдётначальныеэтапы, темлучшесможетвдальнейшеманализироватьсловаиграмотнееписать. Поэтомулучшеориентироватьсяненамодноераннееобучениеи«чтениеспелёнок», анаособенностимышленияиготовностьученика. Подводяитог, оттого, каквыучитеего, зависит, вырастетлиизнеговдумчивыйиграмотныйчитатель.

Вседошкольноевремяребенку, дляправильногоиполноценногоразвития,надоиграть. Играимееточеньважноезначениедляразвитияумственныхспособностейисоциальнойадаптацииребенка.

Игра–этохорошо, новедьнадоиучить! –можетевозразитьВы. Безусловно, надо, тольконеучить, аразвивать. Этонесовсемодноитоже. Ивсеэтоделается впроцессеигры.

Какженаучитьребенкачитать? Обэтомдальше.

Чтонадознатьпрежде, чемучитьребенкачитать? Самоеглавное, запомните, чторебенкумыназываемнебукву, азвук! Длянассовершенноочевидно, чтозвук–этото, чтомыпроизносимислышим, абуква–то, чтопишемивидим. Ноумалышейабстрактноемышлениеещенеразвито, онимыслятконкретнымиобразами. Поэтомумыговорим«букваМ», ане«букваЭМ», «буква П», ане«букваПЭ». Пустьнамэтонесовсемпривычно, нодляребенка–этоединственноправильныйвариантназваниябукв. Совсемневажно, будетеВыговорить«буква»или«звук». Главное, произноситьненазваниебуквы, азвук!  Пустьвсеназваниябуквостанутсядляшколы.

Чтобынаучитьчитать, совсемненужнознатьвсебуквысразу. Буквызапоминаютсявпроцессеобучения.

Существуетмногоразличных методикобучениячтению, всеониимеютсвоиплюсыиминусы. Сейчасянебудурассматриватьэтиметодики, онинампоканенужны. ПредлагаюВамспособобучениячтению, достаточнопростойилегкий, чтобызаниматьсясребенкомдомаиполучатьхорошийрезультат.

 

Легкийспособобучениячтению.
1.Выучитетолькогласные.

Нарисуйтеихнакружочкахдиаметром10 сминапишитекраснымцветом. Почемуименнотак? Потому, что взвуковойсхеме гласныйзвукобозначаетсякружочкомилиточкойкрасногоцвета. Ипустьэти«бусинки»поюткаждаясвоюпесенку.

Можнорасклеитьихподомувразныхместахипериодическипроситьребенкаспетьэтупесенку, показываянакакую-тобукву. Ошибсямалыш, поправьте, скажите, чтоэтопесенкавонтой«бусинки». Черезнекотороевремяпоменяйтебуквыместами, именяйтеихтакдотехпор, покамалышнезапомнитвсепесенкиправильно. Гласныхвсего10, такчтовыучитьизтруданесоставит.

Когдаребенокужезапомнил«бусинки», поиграйтеснимв«прятки». Покажитетекстс достаточнокрупнымшрифтомиспросите, какая«бусинка»спряталасьвэтомсловеилиназовиэту«бусинку». Такребеноклучшезапомнитграфическоеначертаниебукв, научитсяопределятьбукву, написаннуюразнымшрифтом, цветом. Делатьэтоможно подороге,  покажитеназваниямагазинов, улиц, рекламныещитыиобъявления.  Так, междуделом, малыш быстровыучитвсегласные.

2. Научитечитатьслогиималенькиеслова.

Гласныеужеребенокзнает. Наступаетпериодобучениячтению. МожноучитьчитатьбуквыпоБукварюилиАзбуке, ноэтонелучшийвариант. Обычно, притакомобучениидетямпотомтрудночитатьслоги, идажецелыесловаоничитаютпобуквенно.

Гораздолучшесразуучитьчитатьмаленькиеслогиилислова. Этокаккомуудобнее. Аещелучшесочетатьобаэтиспособа, чтояипредлагаюделать.

Итак, сегоднязнакомимсбуквой М. Мынебудемговорить, чтоэтосогласныйионбываеттвердымимягким. Этосовсемненужнознать, чтобынаучитьсячитать. Мыобязательноскажем, чтоэтомаминабуква, потомучтослово«Мама»начинаетсясэтойбуквы. Хорошопоигратьсбуквойипридумать, начтопохожабуква«М». Принимайтелюбыевариантыответа, потому, чтокаждыйвидитпо-своему. Кто-тоувиделклювптицы, кто-то–качели, половинубантика, сломанныйстол. Главное, создатьобразвголоверебенкаитогдабуквазапомнитсялучше.

Приставляемэтубукву к«бусинкам»сгласнымиичитаем. Сначалавзрослыйчитаетсам, апотомпопроситьпрочитатьвместе, затемвместешепотом, громко, тихо, повторить, какэхо. Можнонаписатьслогиввидетаблички. Апотомдатьребенкузадание, покажито, чтояпроизнесу, назовито, чтопокажу. Ноигратьвтакиеигрынадонедолго, 5 –10 минут, апотомпереключитьсяначто-тодругое.

Когдаребенокосвоит2-3 согласные, томожносоставлятьужецелыесловаиз3-4 букв. Например, МА+К, СО+К, СУ+К. КогдаВыначнетечитатьслова, ребеноксамбудетдодумыватьпродолжение, чтобыполучилосьзнакомоеслово. Вамостанетсятолькоподставитьнужныебуквы, чтобыпоказать, какэтословобудетвыглядеть. Дляэтойцелиоченьхорошоподойдетмагнитнаяазбука.

3.Чтениеслов

Возьмитегруппухорошознакомыхиприятныхдляребенкаслов(3-6  букв), напишитеихнаразныхлисточкаходногоцветаирасклейтеподому, предварительнопоказавихребенку. Покажите, прочитайтеинаклейте. Оченьхорошо, еслиналисточке будетизображениепредмета. Прочитывайтеэтисловавместесребенкомнесколькоразвдень.  Затемудалитекартинкиипопроситенайтинужноесловоилипрочитать, чтоздесьнаписано. Меняйтерасположениекартиноквдоме, читайтесаминеправильно, чтобыребенокВаспоправил. Когдабольшаячастьсловзапомнится, беритеновуюгруппусловииногдаповторяйтеэтислова.

Такойспособобученияпоможетвамбыстронаучитьребенкачитатьцелыеслогиисловабезнапряжения.10-15 минутиВамнетрудновыделить,  ималышнеустанет. Аглавное, есливсеэтобудетвкачествеигры, торебеноксамбудетпроситьпоигратьснимещеиеще.

Р.S. ИнебеспокойтесьВыозвуковоманализесловаинесовсемверныхформулировках. Придетвремя, будетнеобходимость, ребенокосвоитеготакжебыстроилегко, ноэтобудетужевшколе.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
PishiKrasivo.ru
Добавить комментарий