Выявление, оценка и фиксация признаков почерка

Главные вкладки

Изучение экспертом признаков почерка начинается на предварительной стадии исследования рукописи и сравнительного материала, целью которой является определение степени сложности экспертного задания путем одномоментного предварительного опознания сравниваемых почерков по их основным качественным характеристикам. Цель аналитической стадии экспертного исследования состоит в выявлении, оценке и фиксации общих и частных признаков почерка исполнителя спорной рукописи  и проверяемого лица.
Соблюдение требований методики почерковедческой экспертизы позволяет свести к минимуму субъективизм в оценке экспертом как каждого признака почерка в отдельности, так и совокупности выявленных признаков в целом.
Одно из главных методических требований - это определение экспертом последовательности изучения объектов почерковедческой экспертизы. Принципиальный подход в этом вопросе обоснован теоретически и проверен экспертной практикой. При поступлении на экспертизу одной спорной рукописи и сравнительных образцов почерка нескольких проверяемых лиц анализ признаков почерка следует начинать со спорной рукописи. В случае поступления на экспертизу нескольких исследуемых рукописей и образцов почерка одного проверяемого лица порядок исследования объектов противоположный: начинают с изучения почерка, отобразившегося в сравнительных образцах.
Вторым методическим требованием является соблюдение принципа научного познания - «от общего к частному»: в обязательном порядке сначала общих, а затем частных признаков почерка.
Использование таблиц-разработок позволяет графически зафиксировать всю имеющую ценность почерковедческую информацию, детально изучить вариационность и степень устойчивости выявленных признаков почерка, сформировать и оценить идентификационные совокупности признаков, характеризующих письменные зрительно-двигательные навыки исполнителей почерковых реализаций, поступивших на экспертизу. Без составления таблиц-разработок не может обойтись и опытный эксперт-почерковед, поскольку не в состоянии удержать в памяти огромный объем анализируемой почерковедческой информации.
Визуальное выявление в спорной рукописи и в образцах, графическая фиксация (воспроизведение моделей письменных знаков) признаков почерка осуществляются в той последовательности, которая предусмотрена рассмотренной ранее современной классификацией почерковедческих признаков.
Изучение общих признаков почерка, характеризующих пространственную ориентацию движений исполнителя рукописи, возможно лишь по рукописным текстам большого объема, позволяющим проследить устойчивость соответствующих свойств почерка. Причем более высокой информативностью обладают признаки этой группы при письме на нелинованной бумаге.
Затем последовательно изучаются две других группы общих признаков почерка: признаки, отражающие характер и степень сформированности почерка, а затем признаки, характеризующие структуру движений пишущего по их траектории.
В структуре таблицы-разработки общих признаков почерка необходимо предусмотреть графу «Результаты сравнения», что существенно усиливает наглядность процесса сравнения признаков, отобразившихся в сравниваемых почерковых реализациях.
Для фиксации частных признаков почерка предусмотрены таблицы-разработки двух видов: алфавитные и текстовые. Алфавитная таблица-разработка частных признаков почерка используется при исследовании рукописных текстов большого и среднего объема. Текстовую таблицу-разработку целесообразно применять при работе с текстами малого объема и с краткими записями.
Структурой алфавитной таблицы-разработки предусмотрены четыре графы: первая содержит все буквы алфавита, расположенные последовательно по вертикали, вторая и третья графы предназначены для графической зарисовки букв, буквосочетаний, встречающихся в спорной рукописи и в образцах почерка проверяемого лица. Если проверяемых лиц несколько, то количество граф соответственно должно быть увеличено. Заключительная четвертая графа таблицы-разработки именуется «Результаты сравнения».
Составление таблиц-разработок - процесс трудоемкий и ответственный, требует от эксперта значительной Концентрации внимания, терпения и аккуратности. Зарисовки письменных знаков и их соединений между собой в буквосочетаниях рекомендуется производить (выполнять) графитным карандашом, что облегчает внесение в них уточнений и устранение ошибок, допущенных экспертом при визуальном восприятии особенностей письменных знаков.
При работе с рукописным текстом применяется следующий прием: ниже очередной строки текста кладется линейка и затем последовательно в таблице-разработке зарисовываются все варианты букв, начиная с «а». Понятие варианта буквы связано с конструктивным строением и характером отклонения письменного знака от прописи. Поскольку почерк — это явление динамичное, то одноименные знаки в вариантах могут иметь неодинаковые размерные характеристики, могут варьировать форма, направление, степень наклона, связность.
Различные варианты письменного знака пишущий может воспроизводить и в зависимости от его местоположения: в начале слова, в середине либо в конце. В подобных случаях вторая и третья графы таблицы-разработки делятся на три части.
Каждую последующую одноименную букву в строке необходимо визуально сопоставить с зарисованными вариантами и при совпадении с одним из них над этой зарисовкой ставится черточка. Такой прием позволяет к концу рукописи получить точное представление о частоте встречаемости (устойчивости) каждого из выделенных вариантов письменного знака.
Наряду с этим каждый новый вариант буквы оценивается с точки зрения его расхождения с прописным вариантом данного знака: наиболее характерные особенности фиксируются с помощью общепринятых знаков разметки и цифр, указывающих на соответствующую группу частных признаков (форма движений обозначается цифрой 2, последовательность движений - цифрой 7).
При алфавитной разработке текста надлежит фиксировать пунктирной линией и специфические связи очередного изучаемого знака с предыдущими и с последующими буквами.
Заглавные буквы зарисовываются в таблице-разработке аналогичным образом, они должны предшествовать строчным вариантам соответствующих букв.
Процесс текстовой разработки рукописей и образцов почерка отличается лишь последовательностью изучения букв, т.е. не по алфавиту, а по их местоположению в исследуемом тексте.
Завершив составление таблицы-разработки по исследуемой рукописи и определив устойчивость и идентификационную значимость частных признаков, эксперт проделывает аналогичную работу со сравнительными материалами. Причем образцы почерка каждого проверяемого лица: свободные, условно-свободные и экспериментальные - рассматриваются как единый почерковый материал.
Количество вариантов письменных знаков, выявляемых и фиксируемых в таблицах-разработках частных признаков почерка главным образом зависит от степени выработанности почерка: чем более высокой является степень сформированности письменно-двигательного навыка, тем более устойчивы варианты конструкции знаков и наоборот. Кроме этого, на проявление того или иного варианта буквы влияет степень сложности движений: например, в выработанных упрощенных почерках широко распространены конструкции письменных знаков, значительно отличающиеся от простых и усложненных почерков.
В результате раздельного исследования объектов экспертизы эксперт получает полную информацию о почерке исполнителя спорной рукописи, а также о почерке проверяемого лица (или лиц).
На стадии сравнительного исследования сопоставляются два (или более) комплекса признаков, характеризующих сравниваемые почерки.
Сравнительное исследование начинается с общих признаков почерка, выявленных и зафиксированных в таблице-разработке. Сначала сравниваются признаки, отражающие пространственную ориентацию движений. При совпадении признаков сравниваемых почерков эксперт в графе «Результаты сравнения» таблицы-разработки проставляет знак «+». В случае выявления различий признаков проставляется «минус». Наряду с совпадениями общих признаков почерка могут наблюдаться некоторые различия в размещении самостоятельных фрагментов текста, наличии и размере полей, которые зачастую объясняются разными условиями выполнения исследуемой рукописи и образцов, видом документа и т.п.
При сравнении общих признаков почерка, характеризующих степень и характер сформированности письменно-двигательного навыка, эксперт должен сопоставить степень выработанности почерка, проявившуюся в исследуемой рукописи и в сравнительных материалах. Резкое различие в степени выработанности сравниваемых почерков может служить основанием для формулирования категорического отрицательного вывода без анализа частных признаков почерка, но лишь в тех случаях, когда в образцах наблюдается менее развитый письменно-двигательный навык исполнителя. Выявление экспертом различий в степени сложности движений не может служить основанием для такой формы выводов, так как этот признак более подвержен влиянию посторонних сбивающих факторов.
Признаки, характеризующие структуру движений по их траектории, также сопоставляются между собой, а результаты сравнения фиксируются в последней графе таблицы-разработки признаков почерка.
Выявление и сравнение общих признаков почерка в рукописях, выполненных в обычных условиях, для эксперта, как правило, не представляет особой сложности. Гораздо труднее исследовать рукописи, выполненные измененным почерком, так как не всегда возможно проследить устойчивость признаков почерка исполнителя и дифференцировать их от признаков необычности выполнения рукописи.
После сравнения общих признаков почерка, позволяющих установить групповую принадлежность почерка, эксперт переходит к сравнению частных признаков, составляющих основу идентификационного вывода эксперта. В этом плане этап сравнительного исследования данных признаков является наиболее ответственным.
Сравнение осуществляется последовательно по каждой букве, зафиксированной в таблице-разработке. Причем эксперт выделяет для сравнения и оценки наиболее устойчивые и информативные признаки.
Первоначально сравниваются однотипные варианты выполнения букв в исследуемой рукописи и образцах: то есть сходные по конструкции и степени сложности движений при их выполнении. Затем сопоставляются частные признаки, отобразившиеся в других вариантах букв, цифр.
В графе «Результаты сравнения» таблицы-разработки эксперт при установлении совпадающего признака зарисовывает букву, в которой признак проявился, и красителем красного цвета его размечает (приложение 4). При установлении различия зарисовываются две буквы и красителем разного цвета (черного, синего или фиолетового) делается разметка сравниваемых признаков.
Такой способ фиксации результатов сравнения нагляден, апробирован в экспертной практике.
В процессе сопоставления Частных признаков почерка эксперту надлежит руководствоваться следующими правилами: во-первых, сравнение необходимо осуществлять по одной и той же группе частных признаков; во-вторых, сравниваться должны одноименные письменные знаки или их элементы.
При наличии нескольких совпадающих признаков в разных вариантах одной буквы в графу «Результаты сравнения» рекомендуется включать все устойчивые совпадающие варианты буквы с тем, чтобы на стадии заключительной оценки выбрать из них наиболее значимый.
В идентификационном почерковедческом исследовании наиболее сложным этапом является оценка результатов сравнительного исследования, особенно начинающими экспертами, у которых отсутствует представление о частоте встречаемости и ценности частных признаков. Как показывает практика, через 3-5 лет самостоятельного производства почерковедческих экспертиз у эксперта накапливается подобного рода информация.
В традиционной методике почерковедческой экспертизы оценочные критерии находятся в непосредственной зависимости от субъективных качеств эксперта: практического опыта, квалификации, интуиции. Качественная оценка экспертом признаков почерка основывается на анализе двух моментов: 1) степени отклонения знака от норм прописи; 2) частоты встречаемости признака почерка (степени его распространенности) - это показатель идентификационной ценности признака. Чем реже признак встречается в почерках других лиц, тем он ценнее для процесса идентификации исполнителя рукописи.
Получение экспертом объективной информации о частоте встречаемости и идентификационной значимости выделенных признаков почерка на качественном уровне затруднено. Для решения этой проблемы были использованы положения теории вероятностей и аппарат математической статистики.
Первые исследования, связанные с разработкой математических методов, объек­тивизирующих оценочную деятельность эксперта, были проведены в 1953-1967 годах. В результате совершенствования предложенных методик в 1976 г. во ВНИИСЭ был создан модифицированный метод оценки совпадающих признаков почерка с учетом его групповой принадлежности.
При применении модифицированного метода эксперт имеет возможность судить о частоте встречаемости и идентификационной значимости частных признаков в выработанных почерках, которые по степени сложности почерка размещены в трех таблицах, где также приводится графическое изображение знака и описание признака в нем.
Пользуясь табличными данными, эксперт выбирает из числа выделенных признаков наиболее ценные, суммирует коэффициенты значимости и соотносит сум­му с пороговым критерием, достаточным для формирования категорического идентификационного вывода об исполнителе рукописи. Представляется необходимым структуру алфавитной таблицы-разработки дополнить графами «Номер таблицы и признака» и «Идентификационная значимость признака» .
Применение математического метода оценки совпадающих частных признаков почерка с учетом его групповой принадлежности позволяет обучающимся значительно скорее освоить полезную информацию о частоте встречаемости и ценности частных признаков почерка и успешно использовать ее в экспертной деятельности.