Традиционная методика обучения каллиграфическому письму

Главные вкладки

Развитие методики чистописания тесным образом связано с историей письменности, на возникновение и развитие которой оказали влияние этапы исторического развития общества, расширяющиеся и усложняющиеся потребности людей в общении, достижения научно-технического и культурного прогресса человечества.

Обучение письму во все времена было очень сложным, применялся, в основном, метод механических упражнений, переписывания. Учащиеся по несколько месяцев срисовывали одни и те же буквы в алфавитном порядке, затем слоги, потом слова и предложения, часто не умея прочесть написанное. При обучении письму не учитывались ни графические трудности письменного алфавита, ни трудности овладения грамотой.

Только при Петре I был упрощен шрифт. Русские люди стали писать общеупотребительным европейским шрифтом по образцу латинских букв. Письмо значительно упростилось, но шрифт оставался все еще достаточно вычурным. Процесс обучения письму был длительным, а желаемой скорописи достичь было трудно. Со временем обучение письму ввели в курс начальной школы как учебный предмет. Чистописание входило в цикл предметов искусства. Учителя чистописания одновременно преподавали рисование и черчение. Важно было писать красиво и скоро. В середине XIX века появляются учебники-руководства по обучению скорописи: В.Половцев "Курс скорописи", Ходоровский "Курс скорописи".

Расширяющиеся потребности общества в письме, развитие делопроизводства и разнообразной деловой переписки требовали дальнейшего упрощения шрифта для ускорения и увеличения объема производимых записей. В начале XX века опять провели упрощение шрифта. В 1970 году был принят в школах новый письменный шрифт, приспособленный к безнажимному письму шариковой ручкой и ведущий к развитию навыков безотрывного скоростного письма.

Термин "каллиграфия" - синоним слова чистописание, означает в переводе с греческого "красивый почерк", "Искусство красивого и четкого письма". Традиционно в содержание этого понятия входило не только умение правильно и четко писать буквы и их соединения, но и украшать буквы специальными штрихами, точками и т.д. (вспомните, такое "вязь"?) Сейчас необходимость украшать повседневное письмо отпала, но осталась необходимость писать правильно, быстро, единообразно и удобочитаемо. Т.о., "каллиграфия" понимается как обобщенный показатель сформированного почерка. Нарушение высоты, ширины, угла наклона буквы или ее элементов относятся к каллиграфическим ошибкам.

Задачи обучения письму

За время первоначального обучения письму школьники должны:

•       Научиться правильно сидеть за партой, держать тетрадь, пользоваться ручкой, соблюдать правила гигиены письма, придерживаться строки, соблюдать поля;

•       Осмысливать слова, воспринимаемые на слух или зрительно, разделять их на звуки (фонемы), обозначать фонемы буквами (графемами);

•       Иметь четко сформированные дифференцированные зрительно-двигательные образы письменных букв;

•       Научиться писать все буквы русского алфавита, соотносить их размеры, располагать их на строке, соединять, делать пробелы между словами, переводить печатный текст в письменный;

•       Уметь записывать слова и предложения из 3-4 слов после их звуко-буквенного анализа с помощью и без помощи учителя;

•       Списывать, писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением, проверять написанное, сравнивая с образцом или проговаривая;

•       Записывать собственные предложения, взятые из устно составленного рассказа.

Согласно аналитико-синтетическому методу обучения грамоте соблюдается единство письма и чтения, т.е. за уроком чтения по звуку и букве следует урок письма по изучаемой букве.

Обучение письму - это выработка графического навыка. С одной стороны этот навык двигательный, а с другой - сознательная деятельность по перекодировке единиц речи в графические знаки. Наиболее важным является использование письменного навыка для передачи своих мыслей и чувств, намерений. Чем скорее дети осознают и осуществят эту цель - тем успешнее, правильнее будет формироваться навык письменной речи.

Обучение письму в 1 классе опирается на Прописи, тетради с печатной основой. В прописях даются образцы написания букв, образцы соединений, буквы для обводки, свободные строчки для письма. По прописям ученик не только отрабатывает двигательный навык, но и постоянно осознанно применяет слого-звуковой анализ слов, сравнение печатных и письменных букв, упражнения в чтении слов и предложений письменного шрифта, поэлементный анализ букв, соединений, сравнение разных букв. В прописях по всем системам применяются бордюры, орнаменты.

Необходимо мотивировать ученика, отмечать его успехи в написании собственных слов и предложений.

Беглым, скорописным, орфографическим грамотным письмом с устоявшимся почерком ученик овладевает к концу 9 класса. К концу 1 класса за урок дети могут написать до 20 слов.

История развития методов обучения письму

Исторические изменения касались и методов обучения детей чистописанию. Так, до середины XIX века обучение письму шло в отрыве от обучения чтению. Дети писали буквы в алфавитном порядке от "а до ижицы". Основной метод обучения - механический. К.Д. Ушинский предложил обучать письму совместно с чтением, на базе чтения, т.е. осмысленно. Порядок изучения букв при чтении определял порядок обучения письму. Практика быстро показала, что дети обучаются письму более успешно и осознанно. Этот принцип обучения сохранился в школах и сегодня.

В конце XIX - начале XX в. появляется разнообразная методическая литература по обучению детей письму. С конца XIX века в практику школы внедряются некоторые исследования ученых-гигиенистов. Вырабатываются гигиенические требования к посадке, разрабатывается наиболее удобная для письма мебель -школьная  парта профессора  Ф.  Эрисмана.  В  это  же  время обсуждаются вопросы обучения детей прямому или наклонному письму, с применением косой сетки или без нее. На некоторый период вводится даже прямое письмо, но оно не уменьшает количества случаев косоглазия, близорукости и искривления позвоночника. В школу возвращается наклонное письмо, которое выигрывает по быстроте и удобству.

Наиболее распространены в системе обучения письму были следующие методы: копировальный, линейный, ритмический, генетический, метод Карстера. В разные годы предпочтение отдавалось одному из них.

Копировальный (стигмографический) метод - суть его состояла в том, что дети обводили написанные образцы (точками или бледными чернилами), учитель мог и сам прописывать задание для учащихся в их тетрадях карандашом. Метод способствовал выработке правильной формы букв. Недостатком метода было то, что он не способствовал сознательному овладению почерком. Сегодня используются элементы этого метода в прописях и в индивидуальной работе с детьми, при коррекции почерка.

Линейный метод - в основе его лежит шрифтовый подход к обучению письму. Учащиеся обучаются на основе точных, одинаковых расстояний между элементами букв, точных пропорций высоты и ширины букв, можно пользоваться вспомогательной сеткой. Как единственный этот метод также не оправдал себя, так как частая косая сетка не способствовала развитию навыка письма, формированию глазомера. Глаза учеников быстро уставали. В современной школе используются элементы этого метода, например, когда с первых дней обучения учитель применяет тетради с одной линией, в начале обучения линейный метод применяется как основной.

Генетический метод заключается в изучении букв в порядке от более простых по форме и начертанию к более сложным. В школе этот метод известен еще со средних веков, его с успехом применял Песталоцци. В методических разработках последнего времени метод применяется для отработки формы букв в послебукварный период, например, в пособии "Дидактические материалы по обучению письму" для 2 и 3 классов.

Ритмический или тактический метод - письмо под счет, в одинаковом ритме. Метод удобен для фронтальной работы с классом, развивает уверенность и плавность руки, устанавливает нужную скорость письма, довольно широко применяется в современной методике обучения письму. Необходимо помнить, что при длительном применении метод не оправдывает себя, так как дети быстро утомляются от постоянного счета.

Метод обучения письму путем прописывания специальных упражнений (метод Карстера) - заключается в письме отдельных групп букв и элементов, которые прописывались поэтапно. Сначала -письмо 19 элементов в крупном плане, затем букв, связанных особыми штрихами, затем - слов без всяких вспомогательных линий. Элементы этого метода существуют в современной методике.

Наилучшего результата при первоначальном обучении письму дают, как правило, сочетание всех этих методов без выделения ведущего. Необходимо руководствоваться специфическими для данного предмета принципами, методами и приемами.

Основные приемы, используемые на уроках письма:

•       Показ написания учителем (на доске или в тетрадях с комментированием движений руки);

•       Ведение руки ученика при написании букв (рука ученика в руке учителя);

•       Списывание с готового образца (на доске, в тетрадях, в прописях);

•       Воображаемое письмо, письмо в воздухе (по написанному на доске образцу или без него);

•       Анализ формы букв (по зрительным или по двигательным элементам буквы);

•       Конструирование буквы из элементов-шаблонов;

•       Обведение букв по шаблону;

•       Усвоение правил письма (дети пишут по правилам для каждого вида работы);

•       Письмо под счет (движения ручки вверх на "раз", вниз - на и );

•       Анализ ошибочного написания (анализируются свои графические ошибки, прописывается правильный вариант);

•       Письмо с игрушкой (на запястье рабочей руки закрепляется легкая мягкая игрушка на резинке, прописывая упражнения, дети оценивают работу игрушечного персонажа) и др.

Элементы букв: / J С L lZj,/c Э ЗСоОу/^Г^(^-Ь. I   j£

 

 

1075