Руководство по графологии

Главные вкладки

Почерк представляет собой проекцию нашего сознания в форме определенных и общепринятых фиксированных движений. Почерк каждого человека характеризуется комплексом признаков, позволяющих отличить его от почерка других людей.

Манера писать у каждого человека абсолютно индивидуальна и никогда не повторяется. Почерк очень тонко реагирует на зарождающиеся в нашей голове мысли и на переживаемые чувства. По почерку можно лучше понять своих друзей, членов семьи, коллег по работе, наконец, понять самого себя. Для того чтобы научиться разбирать почерк, необходимы определенные усилия, практический опыт и хорошая справочная литература.

По сути, нет ни одной стороны нашей жизни, где бы графологию нельзя было применить с большой пользой. Ее можно использовать для коррекции отношений начальника и подчиненного, учителя и ученика. Очень плодотворно она используется при диагностике спортсменов, в криминалистике, при отборе кандидатов на работу и т. д.

У каждого профессионального графолога есть свои излюбленные методы анализа. Кто-то начинает с анализа отдельных букв. Другие графологи предпочитают начинать анализ с общего вида письма. Однако при тщательном анализе все должны приходить к похожим в целом результатам. Мы в своей практике придерживаемся методов анализа, разработанных известным итальянским графологом С. Оттоленги. Нас привлекает их объективность, логичность, последовательность и, конечно же, доступность.

В каждом элементе почерка для установления его принадлежности определенному человеку необходимо описать все черты, которые могут быть более или менее разнообразными и составляющими личные графологические признаки.

Подлежащие рассмотрению признаки подразделяются на общие, выдающиеся и особенные, встречающиеся в каждом элементе письма. К общим признакам обычно относят форму почерка, тонкость или толщину нажима, симметрию написания, однообразие размеров, расположение строк, виды штрихов, размеры петель и т. п.

Общие признаки больше, чем особенные, подвержены влиянию качества пера, чернил, бумаги и других побочных факторов.

В каждом почерке есть признаки, представляющие черты столь отличные по форме, размеру, направлениям или другим свойствам, что их исключительность имеет особое значение для анализа. Чем резче они выступают, тем более определенную характеристику можно дать автору письма. Очень немногочисленные, они все же присутствуют в почерках обычного вида, зато они встречаются часто и проявляются очень резко в оригинальном типе почерка.

Практика показывает, что чаще всего приходится встречаться со следующими видами выдающихся признаков: особые формы букв или частей букв, преувеличенные промежутки, особые формы петель, штрихов, особенно по толщине, направлениям и форме, заметная разница относительно положения, ширины, высоты букв в многосложных словах и т. д.

Выявление выдающихся признаков позволяет проводить графологический анализ с большей объективностью, хотя иногда бывает трудно сопоставить их с определенными свойствами характера человека.

Иногда при анализе почерка приходится рассматривать одновременно несколько образцов письма одного человека. Часто создается впечатление, что это образцы почерка разных людей. Тщательный анализ выдающихся признаков позволяет сделать вывод о принадлежности их одному человеку.

Отдельную группу составляют особые графологические признаки. Здесь речь идет не об исключительных признаках, имеющихся у всех людей, а о специальных особенностях почерка, встречающихся лишь у части из них.

Речь идет о патологических чертах: дрожании во всех проявлениях, однообразном (старческом) и неоднообразном, которые можно заметить в волосках-штрихах у алкоголиков, паралитиков; судорожных колебаниях, присущих лицам, которым приходится много писать; прерывании написания слов и пропусках букв или слов.

Чаще всего эти изменения почерка обусловлены проявлением расстройства нервной системы, особенно периферической.

Теперь поговорим об общих признаках почерка детально.

Признаки формы. Различают формы почерка вообще (имеется в виду форма анализируемого письма в целом) и форму букв, а также формы их составных частей.

Относительно общей формы нужно учитывать следующие черты: каллиграфический тип, криволинейность, стройность, соразмерность, однообразие, плотность.

Различают два каллиграфических типа почерка: изысканный и примитивный.

Что касается криволинейности, то почерк бывает чаще округлый, более или менее остроугольный и иногда смешанный.

Говоря о стройности почерка, имеют в виду различия в форме завитков.

Правильность и соразмерность определяются пропорциями письма в общем и в отдельных слов и букв.

Плотность почерка зависит от промежутков между буквами, словами, строками.

Признаки размера. Если письмо рассматривать в целом, то оно может быть написано крупными буквами, средними и мелкими. Надо различать их написания еще и по нажиму. Размеры каждой буквы определяются ее высотой и шириной. Нормальным написание букв считается такое, когда высота и ширина совпадают (речь идет о буквах без петель).

Важным показателем является не только абсолютный размер букв, но и относительный. В пределах одного слова или чаще строки у некоторых людей в почерке меняются размеры одной и той же буквы.

Необходимо учитывать не только изменение размеров букв, например, в многосложных словах, но и положение самих букв по отношению к началу и концу слова.

Признаки положения букв. Письмо выглядит по-разному в зависимости от положения строк, слов, букв и их элементов.

Важным показателем положения букв является сжатость письма, зависящая от большего или меньшего сближения между собой строк, слов и букв. Не менее важен и порядок расположения элементов письма.

Обязательно анализируется также расстояние между строками и его изменение при переходе от одной строки к другой. Положение букв необходимо рассматривать по оси горизонтальной и по оси вертикальной. По горизонтали определяется боковое расстояние букв между собой, изучается единообразие этих расстояний.

В словах многосложных обычно учитывается положение максимального и минимального расстояния относительно начала слова, исследуется порядок, в котором представлены подобные боковые расстояния.

Положение по вертикальной оси часто бывает различно в отдельных буквах, да и в отдельных словах. Изучается оно относительно основной черты, то есть линии, соединяющей все нижние концы элементов у разных букв. У основной линии необходимо учитывать форму и направление.

Если рассматривать написанное на линованной бумаге, то, казалось бы, линия, соединяющая нижние концы букв, должна соответствовать линиям на бумаге и быть горизонтальной прямой. Но на практике этого никогда не бывает. Если же писать без линии, то основная черта имеет всегда направление более или менее косое и форму кривой или ломаной линии. Кстати, удивительной горизонтальной выдержанностью отличается почерк Максима Горького.

Графологи еще различают положение отдельных букв или их элементов относительно линии, соединяющей нижнюю конечность первой и последней буквы. Это позволяет учесть повторяемость букв, нижние концы которых лежат выше и ниже такой линии. Несомненный интерес для графолога представляет и направление самой линии.

Угол наклона почерка или признак направления. Направление — это очень ценный, характерный и часто сугубо индивидуальный признак. Различают направление строк, букв и их элементов.

Направление может быть вертикальным, с наклоном влево и наклоном вправо. В каждом наклонном элементе принимается во внимание его интенсивность, то есть, например, повторяемость в слове или строке. Необходимо учитывать единообразие направления, то есть степень параллельности в прямых штрихах.

В соответствии с необходимостью используется своеобразная техника сравнения. Продлевают оси элементов и оси букв. Если у букв или элементов одинаковый наклон, то оси будут параллельны, если же оси пересекаются, то это свидетельствует о чередующемся наклоне.

Промежутки между словами, буквами, элементами или напряжение почерка. В этом признаке учитывается повторяемость, однообразие и положение.

Промежутки между буквами и их элементами представляют собой признак, часто исключительно индивидуальный.

Появление относительно больших промежутков в словах чаще всего связано с разрывом или отсутствием соединительных штрихов.

Повторяемость выдающихся признаков. Для полноценного анализа почерка важно придавать проявлениям признаков количественное исчисление. Например, на каждой строке рукописи или другого примера письма нужно сосчитать количество минимальных и максимальных размеров букв по высоте.

То же можно сделать и с другими признаками, например, сосчитать количество букв с сильным наклоном вправо или влево.

Нет необходимости делать такие вычисления во всем изучаемом материале. Достаточно это сделать в пяти или шести первых строках и в нескольких последних.

Подобные простые вычисления позволяют увидеть разнообразие различных выдающихся признаков и интенсивность их проявления, что ведет к выявлению индивидуальных особенностей почерка.

К вышесказанному можно добавить следующее. Опытные графологи учитывают, конечно же, больший объем признаков, чем указанный выше. Они, например, учитывают кривизну полей. Она определяется расстоянием бокового пространства в начале и конце каждой строки. Вычисляется кривизна строк, для чего проводится линия от основания первой буквы к основанию последней в каждой строке, затем определяют угол между этой линией, горизонтальной линией и основной чертой. Для количественной оценки букв используют такую процедуру. Продлевают оси букв, находят точки их пересечения. Дальше подсчитывается среднее расстояние от основной черты до точки пересечения. Для изучения частоты перерывов между буквами многие графологи применяют графологическую кривую, у которой абсцисса — длина слова, а ордината — число перерывов, и т. д.

Когда в книгах по графологии приходится читать, что наклон почерка вправо отвечает дружелюбной натуре, то не стоит забывать, что речь идет о преобладающей тенденции. Она может отвечать совершенно разным людям и с весьма непохожими характерами. Поэтому для более полного и точного установления связи особенностей почерка и черт характера надо принимать во внимание, во-первых, не один признак, а целый комплекс, во-вторых, что важнее, учитывать интенсивность проявления признака и особенности повтора.

Отклонение от тенденции часто позволяет опытному психологу выявить не только основную функцию человека, но и подчиненную, то есть получить информацию о бессознательных реакциях, часто абсолютно не понимаемых самим человеком.

Понимание этого вопроса чрезвычайно важно для прогнозирования эффективности действий человека в чрезвычайных обстоятельствах. Так, например, по почерку теннисистов можно с достаточной уверенностью предсказывать их действия при розыгрыше ключевых мячей. Не менее впечатляющие результаты получаются при прогнозировании действий супругов в конфликтной ситуации (например, выяснение отношений после измены одной из сторон).