Писать больше - не значит писать красиво!

Главные вкладки

1. Почему детям так трудно писать красиво?
Правильно держать ручку и ровно вести ее по линеечке, соблюдая наклон, высоту и степень нажима школьнику очень трудно. Чтобы почувствовать напряжение, которое испытывает ребенок, попробуйте пописать левой рукой (если вы правша). Вряд ли у вас сразу получиться писать аккуратно и красиво. Но трудности письма связаны не только с тем, что этот вид работы непривычен для детской руки. Дело в том, что для занятия письмом должны быть готовы и мелкие мышцы, отвечающие за развитие мелкой моторики. Безусловно, эти мышцы можно и необходимо тренировать с помощью известных всем детям занятий творчеством (лепкой, рисованием, бумагопластикой, плетением и так далее).
Другая причина трудностей письма связана с несформированностью звукобуквенного образа не только буквы, но и слова. Ребенок должен не только слышать, как правильно произносится слово, но и понимать, что оно обозначает. Это слово должно войти в его активный словарный запас. Если ребенок плохо пишет, проверьте, знает ли он, как пишется буква, какой звук она обозначает. Нарушения письменной речи может быть связано с отсутствием у ребенка фонематического слуха. В этом случае вам потребуется помощь логопеда.

2. Кому умение красиво писать дается легко, а кому трудно? Бывают ли безнадежные случаи?

Писать письменными буквами ребенку очень тяжело. Недаром обучение письму считается трудным предметом. Легко и быстро научится писать тот ребёнок, у которого хорошо развита мелкая моторика. И очень трудно тем детям, которые до школы не лепили, не рисовали и т.д. Безнадежных случаев в моей практике не было, но дети с плохой каллиграфией есть в каждом классе.
К «группе риска» можно отнести леворуких, медлительных и гиперактивных детей. От 20 до 60% учащихся начальной школы имеют трудности формирования навыков чтения и письма, а у значительной части детей они сохраняются и при переходе в основную школу.

3. Как правильно вести себя родителям? Каковы типичные ошибки?
Диапазон причин трудностей письменной речи очень велик: от неправильного способа держания ручки до нарушений функционального развития (речевого, моторного). И если научить правильно держать ручку родителям под силу, то справиться с нарушениями более глубокого плана довольно сложно. Понятно, что методики и организация помощи при разных причинах будут существенно различаться. Поэтому заниматься с ребенком должен специалист (педагог, психолог, логопед).
Зачастую родители не владеют методикой работы с малышом и научают его так, что потом и педагог не может переучить. Самая главная ошибка родителей - это действовать по принципу «больше писать». Заставляя первоклассника часами писать и переписывать, взрослые отбивают у ребенка всякое желание учиться. Поэтому, на мой взгляд, задача родителей в том, чтобы помочь школьнику организовать занятия и настроиться на работу, на успех. Последнее крайне важно! Именно подхваливать ребенка, а не захваливать! В конце каждого занятия отмечать реальные пусть даже маленькие достижения. «Сегодня эта буква получилась ровная…» И не ограничиваться общими фразами.

4. Как организовать занятие-взаимодействие с ребенком?
Для этого надо знать следующие правила:
успешное продвижение возможно лишь в том случае, если трудность и сложность заданий не увеличиваются, а уменьшаются;
работать необходимо регулярно и ежедневно, но никогда по воскресеньям и на каникулах;
начинать занятия следует с 20 минут (в начальной школе – с 10–15 минут);
необходимо делать исключения, не заниматься, если ребенок очень устал и утомлен или произошли какие-то особые события;
во время занятий через 15–20 минут обязательно должны быть паузы, физкультминутки, упражнения на расслабление;
начинать занятия следует с игровых упражнений;
в занятия должны быть включены задания, которые ребенок обязательно сможет выполнить, или достаточно легкие, не вызывающие серьезного напряжения. Это позволит ему настроиться на успех, а родителям – использовать принцип положительного подкрепления: «Видишь, как хорошо все получилось!», «У тебя сегодня все хорошо получается», – и т.п.
важно: первоклассник больше 10 минут напряженно, без отвлечений работать не может;
настройтесь на длительную работу;
не оценивайте работу ребенка в привычной пятибалльной системе. Разработайте свою систему оценивания. Главными показателями «успешности» процесса должны быть позитивный настрой школьника и ваша уверенность и спокойствие. Только в обстановке спокойной уверенности в своих силах ребенок может проявить свои способности и справиться с трудностями, которые неизбежно возникают у каждого, кто начинает обучаться чему-либо впервые.

5. Как родители могут помочь ребенку подготовиться к обучению письму?
Готовить руку к письму лучше с самого раннего детства. Всевозможные пирамидки, матрешки, «втыкалочки», мозаики, конструкторы, пластилин, пальчиковые игры помогают пальчикам окрепнуть, развивают мелкую моторику. Ручки становятся ловкими и подвижными. Ими легко управлять. Для детей 3-4 лет полезны рисование карандашами, штриховка и раскрашивание, а особенно — работа по кальке. Для этой цели надо выбрать книжку-раскраску, желательно азбуку с печатными буквами, и нарезать кальку нужного формата; положить рисунок под кальку, соединить их скрепками и предложить ребенку разноцветными гелиевыми ручками обвести рисунок по кальке, стараясь не выходить за пределы контура. По своему желанию ребенок может раскрасить рисунок фломастерами. Таких заданий можно выполнить достаточно много — они воспитывают усидчивость, аккуратность и терпение, развивают внимание, глазомер и координируют движения рук. Важно научить ребенка правильно держать письменные принадлежности. Помогите ему «сложить» пальчики. Научиться правильно держать ручку помогут специальные тренажеры для письма (насадка на ручку или карандаш).
Какие упражнения направлены на формирование красивого почерка?
Начинать писать лучше простым мягким карандашом 2М. Научиться писать с наклоном помогут листы с готовой разлиновкой. В начале рабочей тетради буквы и слова ребенок будет писать по точкам. Сделано это для того, чтобы малыш не боялся ошибиться. Он обводит образец несколько раз, думая лишь о том, куда надо вести линию. В дальнейшем, когда его рука приобретет большую уверенность, надобность в копировании отпадет, и дошкольник легко перейдет к самостоятельной работе. Ориентироваться на бумаге, соблюдать пропорции помогают упражнения в тетради в клетку: дорисовывание узоров разной сложности, картинки по клеточкам и графические диктанты.

Taxonomy upgrade extras: 
Вы проголосовали
644