Обучение письму по системе Д.Б. Эльконина

Главные вкладки

Теоретическую основу системы обучения письму по системе Д.Б. Эльконина составляют следующие положения:

Графический навык - автоматизированный способ действия письма. Он представляет собой технику начертания букв и их комплексов на бумаге. В основе же своей это сложное речевое действие, которое реализуется через взаимосвязанную деятельность четырех компонентов: слухового, артикуляционного, зрительного и рукодв игатель ного.

Зрительный образ буквы, формирующийся в памяти ученика, выполняет роль связующего звена между речевыми (слухо-артикуляционными) компонентами  и соответствующими движениями руки при воспроизведении букв и их комплексов на бумаге.

В процессе обучения младших школьников первоначальному письму зрительный образ буквы имеет первостепенное значение. Поэтому формирование в памяти ребенка зрительного представления о форме буквенного знака должно происходить в процессе специально организованной деятельности по практическому воссозданию форм букв при конструировании из шаблонов или на компьютере.

Процесс первичного воспроизведения букв осуществляется на основе сформированных у первоклассника зрительных представлений о форме графических знаков и с учетом закономерности движения руки при письме. При таком условии первично сформированный образ буквы не разрушается в процессе ее воспроизведения на бумаге. В результате в памяти ученика закрепляется единый зрительно-двигательный образ изучаемой буквы.

Совокупность письменных букв, изучаемая первоклассником в период овладения грамотой, должна иметь определенную структуру. Это позволяет разнообразить деятельность учеников, реализовать активную поисковую деятельность при конструировании форм графических знаков.

Поскольку формирование навыка письма требует однотипности и трафаретности выполняемых движений, важное значение в методике обучения письму имеет одновариантное и стабильное написание букв. Однако в традиционной и ныне действующей методике обучения письму и чистописанию допускается двухвариантное начертание букв в,ь,ъ,о и букв, содержащих в себе овал, например, а,д,ю. Имеется т.н. верхнее и нижнее соединения. Двухвариантное начертание создает неблагоприятные условия для формирования графического навыка особенно у шестилетних детей. В системе обучения письму по Д.Б. Эльконину (Н.Г. Агаркова) применяется нижнее соединение с повтором проведения линии в нижней части овала.

Для формирования такого одновариантного и стабильного начертания букв необходимо вооружить учащихся алгоритмом действия при отработке соединений букв:

Пишешь букву в слоге, сочетании или слове - подумай, откуда начинается следующая буква: сверху, снизу или с середины строки.

Если следующая буква начинается сверху, то соединительную линию продолжай к верхней линейке строки.

Если следующая буква начинается снизу, то соединительную линию прописывай вправо внизу, немного выше нижней линейки строки.

Если следующая буква относится к безотрывному виду соединений, то линию продолжи к середине строки и, не останавливаясь, сделай плавное соединение.

В процессе такой организации учебной деятельности на уроках письма у шестилетних первоклассников формируются четкие зрительно-двигательные образы письменных букв и закрепляется умение выполнять три вида их соединений. Дети начинают ясно осознавать, что вид соединения зависит от того, где начинается последующая буква в данном сочетании букв.

В процессе обучения письму необходимо учитывать не только рисунок буквы, но и пространственно-количественное соотношение ее элементов, а также последовательность их начертания, которая должна, насколько это возможно, отвечать закономерности движения руки при письме. Поэтому на современном этапе развития методической науки для обозначения понятия "совокупность букв русского алфавита" введен термин "графическая система". Он адекватно отражает смысл данного понятия: обозначает рисунок письменных букв как целостную форму пространственно-количественных комбинаций основных графических единиц - элементов, а также последовательность начертания знаков в соответствии с закономерностями движения руки при письме.

Восемь основных элементов: линия, линия с закруглением с одной стороны, линия с закруглением с двух сторон, линия с петлей, линия с овалом до середины строки, плавная линия, начинающаяся снизу, овал и полуовал.

Далее происходит сочетание этих элементов по размеру, количеству, пространственному расположению.

Психофизиологические закономерности формирования графического навыка письма

Графический навык - это техника деятельности и процесс письма. Он имеет общую природу с двигательными навыками. Рука пишущего при быстром, связном и достаточно сформированном письме совершает легкие, ритмичные колебания при помощи вращательного движения предплечья. У младшего школьника окостенение фаланг пясти и запястья рук к 6-7 годам еще не завершено. Поэтому при выполнении мелких и точных движений, которые лежат в основе формирующегося навыка письма, он испытывает большое напряжение, приводящее его нередко к утомлению. Задача состоит в том, чтобы на основе выполнения в процессе закономерных колебательных движений ребенок научился чередовать напряжения руки с расслаблением. Все движения руки сверху вниз, на себя выполняются с напряжением руки. Движения снизу вверх, от себя надо осуществлять при расслабленном состоянии руки. На первом этапе овладения письмом ведущую роль в процессе формирования элементарного графического навыка имеет зрительный контроль. Шестилетний ученик контролирует действие письма путем сличения воспроизводимых букв с образцом. По мере выработки автоматизма письма зрительный контроль уступает место вначале зрительно-двигательному, а затем - двигательному. Ученик начинает контролировать сложное действие воспроизведения букв и их комплексов на основе двигательных ощущений.

Графический навык имеет общие черты с двигательными навыками, но он не только двигательный. Огромную роль играет смысловой значение буквы и совокупности букв, изображаемых рукой пишущего. Как интеллектуальный навык он требует для своего формирования не только выполнения учащимися ряда речевых операций: слого-звукового анализа слов, дифференцирования фонем, отработки их артикуляции и перекодирования звуков в буквы. В процессе выработки графического навыка необходима организация осмысленного и глубокого усвоения учащимися формы каждого письменного знака.

Таким образом, процесс формирования графического навыка подчиняется закономерностям выработки, с одной стороны, двигательных, а с другой - речевых, интеллектуальных действий. Ученик при письме не просто копирует буквенные знаки без осмысливания и произношения. При письме первоклассников в классе образуется некоторый шум - это как раз идет процесс перекодирования звуковой формы слова в графическую форму.

1014