Нетрадиционные методики обучения каллиграфическому письму. Методика Е.Н. Потаповой и В.Ф. Одеговой

Главные вкладки

Современная методика обучения письму в начальной школе опирается на всю систему языкового развития ребенка, а не только на определенные правила и орфографические умения. Навыки рассматриваются как составная часть речевых умений и языкового развития в целом. Однако, при этом не всегда учитываются возрастные особенности и возможности ребенка. Следующим недостатком современной методики обучения письму является опора на копировальный метод обучения как основной. Действительно, детей обучают обводить по уже написанному - это процесс чисто механический, таких упражнений очень много в традиционных прописях. Не всегда учитывается и мотивация детей, психологические особенности личности ребенка-первоклассника.

В последние десятилетия ведется множество разработок по совершенствованию техники письма. Например, в штайнеровской школе письмо изучается сначала пиктографическое, а потом буквенное, вводится в подготовительный период специальный предмет - рисование форм. Буквы не просто перечисляются детям. Учитель рассказывает рассказ или сказку о каждой букве. В ней он раскрывает ее характер, исходящий из качества стоящего за ней звука. Например, твердый звук "д" - это дом, в котором жила добрая старушка. Разные этапы обучения письму в штайнеровских школах требуют различных принадлежностей: в 1 классе ученики пишут в больших тетрадях (формат A3) цветными восковыми мелками, во 2 классе - в средних тетрадях (формат А4) цветными карандашами, а в 3 классе - авторучками (в период формирования почерка шариковые ручки и фломастеры не рекомендуются). Методика чистописания -явление незастывшее. Многие методисты предлагают свои методики обучения письму, делая упор на то, что формирование каллиграфического навыка, предупреждение и исправление недостатков в письме должно сегодня работать на решение общей стратегической задачи обучения - на совершенствование всех сторон личности ученика, на развитие у него новых способностей. Такую позицию признает методист Н.А. Федосова, соглашаясь с тем, что при обучении каллиграфии усилия нужно направлять прежде всего на становление необходимых психологических и физиологических механизмов, обеспечивающих осознанное письмо, а не просто на отработку каждой отдельно взятой буквы и ее соединений. Другие методисты считают важным условием формирования каллиграфического почерка формирование внутренней потребности в аккуратном, разборчивом, эстетически выдержанном оформлении всех выполняемых записей.

В методике Н.Г. Агарковой технология обучения первоначальному письму и формирования графического навыка определяется системой принципов, методов и приемой, используемых на уроках письма, т.е. русской графики, и занятия по выработке автоматизированности действий воспроизведения букв и их соединений на бумаге. Подробно об этой системе мы будем говорить на следующих занятиях.

Методисты Безруких М.М. и Хохлова Т.Е. считают, что учитывая особенности формирования движений при письме, целесообразно было бы начать не с целых букв, а с объяснения того, что каждая буква состоит из элементов, и мы фактически можем "сконструировать", собрать любую букву из этих элементов.

Многие учителя-практики также стремятся усовершенствовать методическую систему обучения первоначальному письму, включая в нее свои собственные методические находки. В основе каждой такой авторской методики лежит углубленное изучение теории вопроса и практических опытных разработок автора. В ходе работы по курсу мы познакомимся с несколькими методиками.

Этапы работы по методике Е.Н. Потаповой.

Суть работы учительницы начальных классов 109-й московской школы Потаповой Е.Н. состоит в том, что она обучает первоклассников нетрадиционному способу письма и в более короткие сроки формирует у них прочные каллиграфические навыки и добивается хорошего уровня грамотности.

Традиционным способом тоже можно учить детей письму, но на это затрачивается слишком много физических, умственных и нервных усилий ребенка. Практика показывает, что в период обучения письму элементов и соединений букв ребенок не развивается - это чисто механическая, монотонная работа, которая утомляет, не вызывает интереса, не активизирует творчества, не развивает речь.

В книге Л.С. Выготского "Мышление и речь" сказано, что понятие образуется, когда формируются ощущения. Эта мысль и была положена в основу разработки Е.Н. Потаповой. Понятие о букве она начинает формировать через ощущения.

Все обучение по системе Е.Н. Потаповой условно разделено на 3 этапа. Первый этап - развитие мускульной памяти. У детей от 4 до 7 лет мускульная память очень цепкая и наиболее возбудимая. Дети учатся различным видам штриховки. Штриховать начинают на первом уроке обучения грамоте. У каждого ученика есть альбом для штриховки, альбом для раскрашивания, простой и цветные карандаши, фломастеры, ручки с цветными пастами, трафареты с геометрическими фигурами, фигурками животных и предметов, набор лекал. Сначала для штриховки используют геометрические фигуры, штрихуя их параллельными отрезками, затем учатся составлять из них простейшие фигуры. Начиная с октября, учащиеся могут штриховать волнистыми линиями, полуовалами, петлями. Первоначально учитель всегда указывает стрелкой направление штриховки. При штриховке следует соблюдать следующие правила: нельзя выходить за пределы фигуры, нельзя штриховать справа налево, расстояние между штрихами должно быть равно ширине строчной буквы.

Второй этап - развитие тактильной памяти. Основная цель этого этапа - соединение в памяти ребенка образца заглавной (прописной) и строчной буквы и их соединений. Кроме тактильной информации дети получают и зрительную и слуховую информацию, у них развивается чувство языка, орфографическая зоркость. Этот этап начинается с изучения первой буквы и продолжается до конца изучения букв. Из наждачной бумаги вырезаются буквы размерами 600x700 и 350x300 мм., затем буквы наклеиваются на карточки 180x140 мм. Или в альбом. Ширина буквы - 3 мм. Указательным пальцем правой руки ученик ощупывает контуры буквы, запоминает образы букв, их различие, элементы букв, направление письма. В своей книге "Радость познания" Е.Н. Потапова делает такой вывод: "Обучение письму путем формирования образа букв непосредственным развитием тактильных рецепторов всегда приводит к более интенсивному интеллектуальному развитию ребенка. Обводя, ощупывая букву, ребенок уже "пишет" ее".

Третий этап - письмо букв с помощью специальных трафаретов. Этот этап длится 10-14 дней. За это время у детей закрепляются навыки, отработанные на первых этапах: вырабатывается правильный наклон букв, отрабатывается направление письма, написание буквы и ее элементов. Вкладыш - это написанные тушью буквы и их соединения. Подложив вкладыш под страницу, буквы обводят. С помощью методики Е.Н. Потаповой дети учатся писать быстрее, ошибок при письме допускается намного меньше, развивается самобытность творческие начала учеников.

Основная наглядность к вопросу: трафареты геометрических фигур, фигур животных и предметов, лекала, направления штриховки, образцы букв для 2 этапа и вкладыши букв.

3. Одним из возможных вариантов обучения первоклассников является письмо без прописей, в тетрадях с одной линейкой. История таких опытов давняя. Еще французский педагог Жакото предлагал учащимся осваивать каллиграфию на нелинованной бумаге. И.И. Пуальсон, виднейший методист XIX века, считал, что вспомогательные линии только смущают начинающих учиться, затрудняют восприятие буквенных форм в их чистоте. В 50-е годы XX века в СССР психолог Гурьянов Е.В. описал опыт работы с семилетками в тетрадях с одной линейкой.

В.Ф. Одегова рассмотрела опыт школ Чехии и Словакии и выработала свой. Детям дается образец крупной буквы, на нем отрабатывается начертание буквы, дети запоминают, где начинается буква, обводят ее по воздуху, пишут рядом такие же большие по размеру 2-3 буквы, в следующей строке - буквы поменьше и так далее до нормальных размеров буквы. Детям такое задание нравится, исчезает монотонность в работе. Урок начинается упражнениями на разогрев мускулатуры кисти и пальцев:

рисунок1

 

Далее следуют упражнения для выработки координации глаз и руки: 1. Чем отличаются?

рисунок2

2. Единички - сначала упражняются глаза (смотрим на первую точку, глаза вверх, глаза вниз), затем также движется рука. Формируется самоконтроль, развивается внимание, отрабатывается твердость руки, штриха, единый темп письма.

рисунок3

 

Позже каждое движение получает свое название:
рисунок4

1. - наклон влево, 2. - оттяжка, 3. - наклон влево, 4. - оттяжка, 5. Наклон влево, 6. - оттяжка. Крестиком обозначается начало буквы. Аналогично проговариваются написания и других букв и сочетаний. Дети видят, если оттяжка сделана правильно, то наклон соблюдается хорошо и легко.

рисунок5

3. Прыжки на одной высоте. Поставить ручку на начало буквы и сделать прыжок вправо на такую же высоту рядом, написать следующую букву и т.д.

рисунок6

4. Сфотографируй ширину - сравнивается оттяжка внутри буквы и между буквами, она должна быть одинаковой по ширине и высоте. Следующее задание - фотографируй одинаковую ширину в букве, в соединении, проводя одинаковые дуги сверху и снизу букв.

рисунок7

 

Очень важно выработать у детей ритмичное письмо. Оно позволяет контролировать свою работу, писать каждую букву сознательно, не выезжать за линию строки, доводить ее элементы. По утверждению врачей - ритмическое письмо оказывает положительное влияние на самочувствие детей, не сбивает ритм пульса. Ритмическое письмо достигается за счет своевременного "тормоза". На доске пишется буква, а на месте изменения направления движения руки ставится крестик - это и есть "тормоз". Дети сначала копируют письмо с тормозом в воздухе, совместив кончик ручки с линией на доске: "Веду вниз, тормоз, оттяжка, тормоз, наклон влево, тормоз..."

рисунок8

 

Эффективность этого приема ощущается с первого применения -письмо красивое, безотрывное, соблюдается единый темп. В результате такой работы у детей в основном хорошо развивается глазомер, скорость письма при такой разлиновке значительно выше, за урок дети выполняют довольно большой объем работы (около 40 слов).

1114