Как помочь исправить почерк ребенку?

Главные вкладки

Почему пляшут буквы? Вы так надеялись, что ребенок не будет вас огорчать двойками по письму. Но не тут-то было! Буквы в его тетрадях пляшут, а в самых простых словах – ошибки. Педагоги и психологи предупреждают: у вас в запасе не так много времени. К окончанию первого класса ребенок должен овладеть навыками правильного письма.

Если сейчас не справиться с проблемой, то во втором и третьем классах речь будет идти о переучивании, что сделать крайне трудно. Скверный почерк и ошибки могут остаться у ребенка на всю жизнь.

Вы сердитесь и недоумеваете, почему так происходит. Что делать? Может быть, наказать его как следует или объявить всей семьей маленькому лодырю бойкот? Если вы начнете так бороться за успеваемость – ругать, наказывать, лишать удовольствий, не разговаривать с ребенком, то поступите не лучшим образом. Ребенок наверняка и без этого измучился от своих неудач. Сами посудите: дневник весь в двойках, учительница каждый день ругает за плохой почерк и ошибки, одноклассники смеются и дразнятся. А тут еще и родители... С таким ворохом проблем шести-семилетнему человеку самостоятельно не справиться, как бы он этого ни хотел. У него опускаются руки, он не видит выхода из тупика, в котором оказался, и в конечном итоге перестает заниматься вообще.

Ребенку срочно нужна помощь! И в первую очередь помощь от мамы или папы.

С чего начать? Прежде всего ребенок должен поверить в свои силы. Раз и навсегда перестаньте унижать его человеческое достоинство. В своих неудачах при письме он, скорее всего, и не виноват (о причинах – ниже). Ни один ваш с ним разговор не должен начитаться с частицы "не" – не прав, не понимаешь, не так делаешь. Ребенку, особенно в трудной ситуации, нужны родительская поддержка и любовь. Поэтому всегда найдите повод похвалить малыша, только после этого указывайте на допущенные им ошибки.

А теперь детально!

Если учитель недоволен плохим почерком: буквы неровные, слишком большие или маленькие, не выстраиваются в строку, много лишних штрихов и точек, то причины следует искать в нарушении или недоразвитии мелкой моторики рук, в нарушениях деятельности нервной системы (неврозы, заикание, энурез и т.д.). Общее ослабление организма. Помочь в этом случае гораздо проще, если использовать например конструктор Лего, мозаикой и пазлами, любое рукоделие, лепку, рисование и раскрашивание небольших картинок. При письме обращать внимание на расположение частей каждой буквы и направление штрихов. Для тренировки писать только в тетрадях с обозначенной строкой и медленно.

Учитель обращает ваше внимание на зеркальное написание букв: "з" вместо "е", буквы "у", "р", "д", "в" "смотрят" в другую сторону. В такой ситуации у вашего сына (или дочери) переученная леворукость. При раннем обучении письму (в 5-6 лет) - когда созревание отделов коры головного мозга, отвечающих за пространственный анализ, еще недостаточное, возможно "насильственное" переучивание, по принципу "как все". Не исключено, что у ребенка были родовые или черепно-мозговые травмы в дошкольном возрасте. Необходимо учиться ориентироваться в пространстве: бросать мячик вверх, вниз, вперед, назад и т.д. Нарисовать, например, яблоко в правом углу листа бумаги, потом в левом, в середине и т.д. Медленное и правильное написание отдельных частей букв и букв целиком.

Если у ребенка встречается замена букв "похожих" звуков (б-п, г-к, з-с, д-т и др.), пропуски букв, слитное написание слов с предлогами или нескольких слов в предложении при письме под диктовку, разная высота, ширина и наклон букв, то справиться с этой бедой помогут такие действия. Повторяйте все буквы алфавита, пишите и произносите вслух. Задавайте ребенку вопросы: чем гласные отличаются от согласных? Ищите гласные и согласные в словах. Делите слова на буквы и звуки. Собирайте слова при помощи разрезной или магнитной азбуки. Проговаривайте звуки и слоги перед написанием. Но не исключено, что понадобится помощь логопеда! Причиной тому может быть недостаточное развитие или дефекты речи, слуха, неправильная артикуляция. Неустойчивое внимание. Низкая работоспособность при общем ослаблении организма.

Если вы твердо решили помочь своему школьнику справиться с трудностями при письме, не забудьте о следующих правилах:

Во время занятий обстановка должна быть спокойной и доброжелательной, не дергайте, не упрекайте и не торопите ребенка.

  1. Более сложные задания давайте только тогда, когда успешно выполнены предыдущие.
  2. При неудаче не заставляйте по нескольку раз переписывать одно и то же, предложите аналогичное задание.
  3. Если ребенок ошибся, поправьте его немедленно – он может "заучить" ошибку.
  4. Если у вас нет свободных 30 минут, лучше не начинайте занятие.
  5. Непрерывная работа не должна превышать 10–15 минут, общая продолжительность занятия – 45–50 минут.
  6. Не спешите получить результат. Успех придет, если ребенок будет доверять вам и своим силам.