История китайской каллиграфии

Главные вкладки

Оглянувшись на историю китайской каллиграфии, насчитывающей пять тысяч лет, мы увидим, что она всегда развивалась в тесной взаимосвязи с китайским обществом и отражала духовное состояние каждой эпохи. Каллиграфия — прекрасный цветок китайского общества, выдающееся наследие мировой культуры. Каллиграфия воплотила в себе сущность восточной культуры и красоту восточного искусства. Это искусство — предмет гордости китайского народа. Это одна из основ мировой художественной истории. Сейчас Китай переживает период своего расцвета, и интерес к каллиграфии также растет.


У Человечества три основных способа письменного выражения мысли: пиктографическое письмо, идеографическое письмо и фонетическое письмо. Китайские иероглифы развились от идеографического письма, которое, в свою очередь, берет начало с пиктограмм. Система пиктографического письма основывается на изображении объекта, обозначаемого словом. Рисунки стремятся к упрощению, абстракции, становятся обозначением какой-либо характеристики предмета и передают определенное значение и имеют собственное произношение. Китайская каллиграфия развивалась от рисунка, обозначения, объекта к стереотипии, от классической большой китайской печати к малой печати, от печатного шрифта к официальному шрифту, прямому шрифту, беглому шрифту и курсивному шрифту и постепенно другим вариантам письма. Постепенно китайская каллиграфия развилась в оригинальный национальный шрифт.

1. Время древних цивилизаций. Во время раскопок в Банпо были обнаружены примитивные глиняные изделия датируемые 4 тысячелетием до н.э. Эта глиняная утварь была украшена изображениями, похожими на иероглифы. Вырезанные формы китайских иероглифов впервые были обнаружены на глиняных изделиях. Первые знаки не передавали точного значения, а несли лишь обобщенный или приблизительный смысл. Эти знаки не являются буквами, а, скорее всего, предками китайских иероглифов.


2. Надписи на костях животных и черепашьих панцирях. Древний китайский иероглиф — один из каллиграфических стилей; также это один из древнейших китайских иероглифов. Знакам на костях животных и черепашьих панцирях более 3 000 лет. Эти надписи — первая веха в истории китайской каллиграфии. Знаки очень разнообразно оформлены: одни глубоко врезаны, другие очень порывисты, третьи округлы в линиях. В целом, они более гармоничные и мягкие, чем знаки на глиняной посуде, они как бы подстраиваются под природные формы костей и панцирей. Многие современные принципы китайской каллиграфии уже отображены в надписях на костях.

3. Надписи на бронзе. Это общее название для надписей на бронзе периода династии Шан, Западное Чжоу, Период Весны и Осени, эпоха Враждующих царств. Этот бронзовый сосуд — один из священных религиозных предметов. Бронзовые надписи также называются надписи на бронзовом сосуде. Выгравированные линии на бронзовом сосуде жестче, чем надписи на костях и панцирях значение пиктограмм также более точное. Самые ранние надписи на бронзовой посуде относятся к среднему периоду династии Шан.

4. Малые печати. После того как династия Цинь объединила шесть стран, появился иероглифический шрифт Цинь, или малая печать. Он отказался от многих ненужных элементов и упростился. Знаменитый мастер каллиграфии Ли Си смог преобразовать шрифт малой печати. «Резной камень горы Йи», «Резной камень горы Тай», «Резной камень горы Ланья», «Резной камень горы Гуцзии» — все это творения Ли Си. Они были очень популярны в эпохи других династий. Кроме того, упомянутый выше каллиграфический шедевр династии Цинь также имеет и другие варианты чжао, цуаньлиан, вадан и т.д. Каллиграфия эпохи Цинь оставила большой след в истории искусства нашей страны, это был вдохновенный период начала развития каллиграфии.

5. Каллиграфия династии Хань. Время расцвета каллиграфии связано с периодом царствования династии Восточная Хань. В период династии Восточная Хань была разработана и теория каллиграфии. Это работы «Девять движений» и «Рассуждения пера», автором которых был ученый периода династии Восточная Хань Цай Йон. Наиболее значимой каллиграфической работой периода династии Восточная Хань была классический конфуцианский текст Сипин, выгравированный на камне и бамбуковой табличке.

6. Две династии Цзинь. Династия Цзинь была периодом расцвета наибольшей индивидуальности в китайской истории. Мастера каллиграфии проповедовали «Великодушие», «Вкус» в жизни, а также «Сдержанность», «Элегантную простую красоту» в искусстве. Появилось большое число художников-каллиграфов, элегантный стиль Ван Сичжи отвечал самым высоким литературным стандартам, а люди уделяли большое внимание эстетической стороне оформления иероглифов. Искусство Ван Сичжи полностью передает дух стиля Вей Цзинь. Кроме того, он был наиболее влиятельным каллиграфом в истории. Его прописной шрифт «Орхидейная беседка» считается «первым прописным шрифтом в мире» и сравнивается с плывущими облаками и игривым драконом.

7. Введение каллиграфии в династии Тан. Культура династия Тан обширна и развита, удивительна и достигла пика своего развития в китайской феодальной культуре. То же можно сказать и о каллиграфии; прямой шрифт становится самым распространенным во время династии Тан. Главная его характеристика — это четкая структура. Один из представителей направления, Янь Чжэньцин, разработал стандарт для этого вида шрифта, установил образец и законы шрифта.

8. Каллиграфия династии Сунн. В сравнении с каллиграфией предыдущих периодов, искусство письма династии Сун обладает большей оригинальностью, развитием и индивидуальностью. Смешанный стиль выступает как абсолютно новый стиль, служащий прямому выражению чувств. И, кроме навыков, художнику необходимы «знание», «грамота» и «естественность». Талантливый художник Су Донпо представляет новую идею, тем самым вводя новый стиль каллиграфии, элегантно передавая смысл иероглифов и демонстрируя людям новый эстетический идеал.

9. Искусство каллиграфии династии Юань. Каллиграфии династии Юань можно дать такую характеристику: «Защита древних образцов каллиграфии и уважение к каллиграфии, написанной на бумаге». Ключевая фигура этого периода развития каллиграфии — Чжао Менфу, который утверждал, что «письмо далеко не всегда просто» и делал упор на том, что смысл изначален. Он разработал стиль «Чжао», который характеризуют как «мягкий и элегантный» и «прекрасный и изящный», это также объясняется тем, что он во многом обращался к стилю предыдущей эпохи и был адептом буддизма. Это также относится и к эстетике этого изящного и простого стиля, который способствует духовному освобождению. Он также считал, что живопись и каллиграфия должны быть связаны и следует обращать внимание на форму иероглифов.

10. Каллиграфия династии Мин. Для каллиграфии эпохи династии Мин характерны «иероглифы, сопровождающиеся десятью тысячами знаков», стиль «павильон Тай». Это связано с идеологической «оттепелью» той эпохи, когда каллиграфия вступила в новую эру своего развития, стимулирующую индивидуальность. Чжэн Баньцяо разрабатывает «шесть с половиной тел».

11. Каллиграфия династии Цинн. Циничная атмосфера продолжает развиваться в начальном периоде династии Цин, каллиграфия никак не регулируется. Работы каллиграфов Чжу Да и других по-прежнему передавали внутренние переживания и настроения. В то же время, каллиграфия на бумаге продолжает развиваться. Ван Венчжи очень старался внести что-то новое в искусство каллиграфии, рисуя бледными чернилами или меняя структуру написания и т.д. Однако каллиграфия на бумаге далеко не сразу приобрела всеобщее признание и заняла собственное место. На это потребовалось время. В то же время, усугубились некоторые недостатки каллиграфии на бумаге, что привело данный вид искусства в упадок во времена династии Цин. Существует огромное количество археологических данных, свидетельствующих, что интерес мастеров сместился с занятий каллиграфией на бамбуковых табличках к каллиграфии на камне и бронзе. Внезапно и простые люди, и чиновники повсеместно начали практиковать именно этот вид каллиграфии. Выдающийся каллиграф того периода г-н Кан Ювей вкладывал всё свое сердце в работы на каменных табличках. Можно сказать, что это выдающиеся образцы китайского искусства. Желание добиться высокого качества работы полностью реализуется в каллиграфии на табличках.

12. Современная каллиграфия. Изменения в современном Китае также повлияли и на китайскую каллиграфию. Как все цветы расцветают вместе, так сотни школ соревнуются между собой. Сейчас в Китае много каллиграфов нового поколения: Шень Имо, Ци Гон. Благодаря Мао Цзэдуну большую популярность получил жанр эпиграфа, его каллиграфические работы производят большое впечатление на людей, а также несут важное значение.

Каллиграфическое наследие Мао Цзэдуна очень обширно, и по содержанию его можно разделить на три части: Авторская поэзия и древняя поэзия; Буквы; Эпиграфы «К товарищу Ли Фену». Мао Цзэдун разработал собственный уникальный каллиграфический стиль, энергичный и величественно прекрасный. Его стиль героический, сильный, мощный, с меняющимся направлением движения.

История китайской каллиграфии может взять за отправную точку период династии Тан, который носил название «времени эволюции китайской каллиграфии», а позднее стал известен как «стиль, меняющий время». Дело в том, что этому стилю не нужно ничего изобретать заново. Все уже было изобретено Природой, поэтому мастеру достаточно «воспевать Природу», и хотя стиль уже установился, Природа развивается, что развивает и умение художника.



 

Taxonomy upgrade extras: