Факторы, влияющие на образование сходных почерков

Главные вкладки

К числу факторов, влияющих на образование сходных по­черков, могут быть отнесены психофизиологические особенно­сти пишущего и условия обучения письму.

Появление сходных почерков у разных лиц. связано с тем, что в процессе усвоения навыков письма имела место одно­типность самого процесса усвоения навыков и стадий их ус­воения, вызванных одинаковыми условиями и методами обу­чения, и влиянием на этот процесс сходных типологических, свойств нервной системы.

Особенности строения и функционирования высшей нерв­ной системы, а также рук и глаз могут обусловливать образо­вание сходных почерков у разных лиц. Одинаковыми могут быть анатомическое строение и подвижность кисти, от кото­рых зависит образование некоторых сходных общих (размер, наклон) и ряда частных признаков почерка. Движение руки в значительной степени определяется функциональными особен­ностями нервной системы человека.

Значительное влияние на особенности почерка, как свиде­тельствуют данные современной педагогики и психологии: оказывают условия обучения письму. Совместное обучение письму в одной школе или по одной и той же системе, у од­ного и того же учителя, использование одинаковых средств, письма, знание одного языка и общность в конфигурации мно­гих букв русского алфавита, а также типовые прописи оказы­вают известное влияние на образование ряда сходных признаков в рукописях лиц, проживающих в одной местности и изу­чающих один язык.

Каждый сформировавшийся почерк характеризуется редкое или часто встречающимися   отклонениями от типовых пропи­сей. Некоторые же лица, несмотря на большую письменную практику, продолжают писать почерком, близким к школь­ным прописям или с небольшим отклонением от них. Это объясняется тем, что даже на более высоком    уровне разви­тия навыков письма запомнившиеся графические нормы при: обучении в школе устойчиво сохраняются в скорописи.

Косность сложившегося динамического стереотипа трудно изменить под влиянием новой обстановки. Физиологические исследования показали, что при замене ранее образованных нервных связей новыми происходит не разрушение или унич­тожение старых связей, а торможение и временное их угаса­ние. Возникающие в каждом из периодов обучения письму-новые связи не разрушают старые, а «наслаиваются», созда­вая вместе с ними новую структуру механизмов высшей нервной деятельности человека. Однако в рукописях ряда лиц, имеющих большую письменную практику, отдельные графи­ческие знаки продолжают выполняться движениями, близки­ми к типовым школьным прописям.

Говоря об устойчивости почерка и определяющем его письменно-двигательном навыке, Е. В. Гурьянов пишет, что «усвоенные при обучении и упрочившиеся при практическом применении письма формы букв и их соединений в словах со­храняют свои особенности во всех видах письма». Из сказан­ного следует, что ранее усвоенный навык письма всегда упро­чивается и стабильно сохраняется на протяжении многих лет жизни человека. Почерки, незначительно отклоняющиеся от типовых прописей или близкие к ним, являются сходными между собой. Поэтому одним из факторов, способствующих формированию сходных почерков для лиц, изучающих один язык, является общепринятая система скорописи, служащая образцом при обучении, а также сходная методика обучения письму.

Сходство почерков может быть вызвано и особенностями графики в учебных прописях, распространенных в той или иной местности. Например, в некоторых местностях западных областей УССР сохранились своеобразия в учебных прописях, не свойственные другим областям Украины. К таким особен­ностям письма можно отнести: своеобразное выполнение букв к, я, ч; способ соединения элементов в буквах а, д; фор­му и протяженность движения при выполнении начальных и заключительных элементов в буквах б, с, в; особенности на­правления движений в подстрочных элементах букв щ, ц.

Сходные признаки появляются в почерках разных лиц и тогда, когда навык письма используется в сходных условиях практической деятельности. Этим и можно объяснить встре­чающееся сходство почерков у представителей одинаковых, профессий (счетных работников, учителей младших классов, врачей, чертежников, конструкторов).

В почерках счетных работников, которым приходится мно­го писать, выполнять записи разборчиво и четко, проявляют­ся профессиональные особенности письма. В отдельных слу­чаях они оказывают влияние на образование сходных приемов-в выполнении буквенных и цифровых знаков.

Учителя младших классов по характеру своей работы час­то пишут в соответствии с типовыми учебными прописями. Чертежники и конструкторы наносят буквы стилизованным, чертежным шрифтом, что способствует выработке сходных: признаков у лиц данных профессий.

Одинаковое назначение и характер рукописей, выполняе­мых этими лицами в течение длительного времени, способству­ет выработке сходных особенностей выполнения буквенных и цифровых знаков.

В экспертной практике встречаются подобные случаи сход­ства в почерках у лиц, обучавшихся в разных условиях и про­живающих в разных местностях. Такое сходство почерков, по-видимому, можно объяснить существующими едиными нормами письма и сходными типологическими особенностями пишущих.

Одной из причин образования сходных почерков разных лиц является преднамеренное или непреднамеренное подра­жание одного лица особенностям почерка другого.

Подражая непреднамеренно, пишущий не ставит перед со­бой задачу воспроизвести чужие особенности почерка, но, по­стоянно наблюдая за почерком другого человека, сам того не замечая, начинает повторять особенности его движений при письме. Практике известны случаи чрезвычайно большого сходства почерков, появившегося в результате такого непред­намеренного подражания почерку близких родственников (так называемое семейное сходство почерков). Нередко име­ют место случаи, когда дети подражают почеркам родителей, братья, сестры, супруги — друг другу.

Вероятно, такое сходство почерков можно объяснить типом памяти, степенью ее развития, характером внимания, наблюдением на протяжении долгого времени за почерком лица, которому подражают, и полнотой зрительного восприя­тия или сходными психическими и анатомо-физиологическими свойствами у родственников.

Преднамеренное подражание является фактором, опреде­ляющим сходство почерков тогда, когда оно носит система­тический и целенаправленный характер. Так, дети подражают определенной конфигурации букв, присущей почерку родите­лей; лица, совместно обучающиеся, воспроизводят письмен­ные знаки, свойственные почерку товарища, особенно когда желают улучшить свой почерк (сделать его более стройным и четким); иногда лица, долго работающие вместе, подража­ют почерку друг друга, в результате чего вырабатываются сходные признаки в их почерках. Подобное подражание встре­чается в случаях, когда подражающий считает, что именно определенная форма букв или цифр является наиболее при­годной для выполнения конкретных документов. Проиллюст­рируем сказанное примером из экспертной практики.

В одном из магазинов сельпо была выявлена недостача товаров на сумму 5858 руб. Недостача частично была завуа­лирована допиской в описи фактического остатка товара в количестве 121 бутылки на сумму 2640 руб. В дописке подо­зревались сотрудники сельпо — бухгалтер И. и счетовод 3. Для разрешения вопроса: «Кем, И. или 3., произведена дописка слова «вода» и цифровых записей «120, 21, 2640, 21, 866, 55» в описи фактических остатков» — и была назна­чена экспертиза почерка.

Сравнение образцов почерков И. и 3. показало сходство отдельных признаков цифр. В образцах цифрового письма 3. и И. сходны были также общие признаки: степень выработанности и стройность почерка, наклон, размер и расстановка цифр, некоторые редко встречающиеся частные признаки.

Сравнительное исследование цифрового почерка исследуе­мых записей с образцами почерков подозреваемых показало, что в цифровом почерке И. и исследуемых записях совпадают общие и отмеченные частные признаки. В образцах почерка 3. последние признаки различались. Таким образом, совпадение совокупности редко-встречающихся признаков явилось достаточным основанием: для положительного категорического заключения, что оспари­ваемые цифровые записи выполнены не 3., а И.

И. на следствии заявила, что она длительное время созна­тельно подражала цифровому письму 3. Такое подражание постепенно входит в привычку, приобретает характер навыка у подражателя. Если на первых порах сознательное подража­ние способствует сходству, то затем, с появлением сходных навыков, задача подражателя облегчается при выполнении исследуемого документа с целью подделки.

В случае, когда подражание является одноактным, напри­мер при выполнении какого-либо определенного документа, навык письма у подражателя не вырабатывается, существен­ных изменений в свойственном ему письменно-двигательном навыке не происходит.

Одним из основных объективных факторов, облегчающих возможность подражания почерку другого лица, является сходство почерков. В таких почерках всегда обнаруживается комплекс совпадающих признаков — сходные приемы в вы­полнении определенных письменных знаков, одинаковые раз­меры букв, особенности в направлении движений при выпол­нении многих букв, способы соединения букв между собой и ряд других сходных особенностей письма. Лицам со сходными почерками значительно легче осуществлять процесс подража­ния.

Как показывают экспертная практика и специальные экс­периментальные исследования, упрочившиеся двигательные навыки могут способствовать более точному и быстрому воспроизведению  признаков, присущих почерку лица, которому подражают.

Перечисленные факторы, влияющие на образование сход­ных почерков, не вызывают полного совпадения идентифика­ционной совокупности признаков в почерках разных людей. В сходных почерках разных лиц все же имеется комплекс раз­личающихся признаков, позволяющий их дифференцировать.