Чем и как рисуют дети

Главные вкладки

Устраивайте уроки детского рисования дома как можно чаще. Ведь когда дети рисуют, у них развивается мышление, воображение и вырабатывается терпение. Узнаем о разных способах обучения ребенка живописному мастерству.

Станет ли малыш художником или нет – не так уж и важно, но даже просто «возюкать» кисточкой по бумаге или ставить отпечатки ладошкой, разрисовывать картинки в книжке-раскраске или «создавать» нехитрые сюжеты – полезно во всех отношениях. Нужно только приучить кроху соблюдать правила.

Начинаем рисовать

Покупая своей годовалой дочери пальчиковые краски, сомневалась: не пустая ли это затея? Хотя в любом случае, даже если из рисования выйдет одно баловство, все равно покупка будет не без пользы, ведь это занятие развивает ребенка. Если что, краски можно отдать знакомым детям. И все же я очень удивилась, когда узнала, что я не самая продвинутая из мам, – некоторые карапузы пытаются «рисовать» уже с семи месяцев! А начинать можно и в двенадцать месяцев, и в три года.

Выбираем место Многие мамы первые уроки рисования «дают» в ванной комнате. Почему? Ответ очевиден: потому что там легче отмыть следы «творчества», в том числе и с ребенка. К тому же вы избежите незапланированной стирки, поскольку в теплом помещении маленький рисовальщик может обойтись и без одежды. Единственная проблема – скользкие полы и скользкое дно ванны. Но и она разрешима: опытные мамы рекомендуют постелить под ноги малышу нескользящий коврик. Ну и, конечно, одного малыша вы в ванной не оставите, как и при купании, – это закон!
Традиционное место для рисования – детский столик. Отодвиньте его подальше от стены, застелите пол под ним старой клеенкой, а лист бумаги (лучше – размером со стол) прикрепите скотчем, чтобы не падал. Если в комнате тепло, малыш вполне может порисовать в трусиках и в старой маечке, если же прохладно, «приоденьте» его во что не жалко.

Выбираем краски Ассортимент пальчиковых красок сегодня весьма велик и представлен разными фирмами. На упаковке может быть обозначен возраст: «От 3-х лет» или «От 1 года». В состав таких красок входят вполне безопасные компоненты – нетоксичные, что самое важное, и не очень вкусные. Можно приготовить краски и самостоятельно.

Рецепт пальчиковых красок

  • 0,5 кг муки
  • 5 ст. ложек соли
  • 2 ст. ложки растительного масла
  • воды – до консистенции густой сметаны.

Перемешанную миксером массу разливаем по баночкам, добавляем пищевые красители (сок свеклы, моркови или краски из пасхальных наборов), перемешиваем.

Обычные вопросы

Как вы думаете, почему малыш за обедом норовит размазать кашу по столу? Считаете, что он балуется, и строго наказываете его за плохое поведение? Вы не правы! Он познает мир, он творит – пусть и таким неудобным для вас способом. Чтобы не смешивать процессы еды и творчества, как раз и придумали пальчиковые краски. Рисование не только развивает мелкую моторику малыша, но и дает ему возможность ощутить радость созидания.

Вдруг отравится? Первое, что сделает любой малыш, – он потянет перемазанные красками пальчики в рот. Вполне нормальное действие, ведь в нежном возрасте дети познают мир в основном тактильно. Но вы, естественно, не позволите своему малышу пригоршнями поедать пальчиковые краски, да и вряд ли он много съест: чтобы понять, что это невкусно, достаточно попробовать что-то всего пару раз. А небольшое количество вреда не принесет, к тому же довольно скоро он усвоит, что краски не для еды, а для дела.
Попадаются, конечно, индивидуумы, которые только и хотят, что пробовать краски на вкус, причем каждую в отдельности. Ну что ж, значит, придется пока убрать их с глаз долой, хотя бы на месяц-другой.

Почему он не хочет рисовать? Итак, краски купили или приготовили сами, дали их малышу – сделали вроде бы все, как надо, а ребенок не рисует. И как теперь быть?! Ему интереснее открывать и закрывать баночки? Уберите их со стола, а краску выложите ложечкой прямо на бумагу. Он выковыривает пальчиком краску из баночки и тут же старается засунуть ее обратно? Да он просто не знает, что с ней делать! Сядьте рядом и начните рисовать пальцами сами. Дети любят подражать, их просто нужно направить. На то мы и родители, чтобы все предусмотреть, показать и всему научить.

Как потом все отмыть? Грязь да грязь кругом – вот что действительно отпугивает многих родителей. Да, краска может брызнуть, пролиться – но ведь вы подготовились: постелили клеенку, надели на художника старую одежку. Мало? Тогда прикрепите к стенам полосы старых обоев или большие листы бумаги (как сделали мамы наших фотомоделей) и не оставляйте малыша без присмотра. Заметили, что он с перепачканными руками отправился к дивану или к шторам, действуйте быстро и решительно – остановите и отведите мыть руки. Если вы все организуете правильно, то рисование не принесет вреда вашему дому. Ну а малышу оно принесет только пользу!

Творческий практикум: пять шагов к «живописному мастерству»

1 «Ручная» техника
Как только малыш научится как следует сидеть, вы можете предложить ему порисовать пальчиковыми красками. Дело не идет? Значит, ребенка пока не привлекает это занятие. Некоторым малышам, кстати, не нравится рисовать в ванной. Подождите месяц-другой и начинайте рисовать «повзрослому» – за столиком, с настоящей палитрой. Если нет палитры, так можно и ложечкой краску на лист выкладывать. И процесс пойдет: юный художник будет макать пальцы в краску и размазывать ее по листу бумаги (и не только по листу, но и за его границами). Он научится смешивать краски, будет зрительно запоминать цвета, а заодно и их названия (это должны проговаривать вы).

2 «Взрослая» живопись
Пальчиковые краски можно использовать и для рисования кисточкой. Правда, терпения при такой технике у малышей, как правило, хватает ненадолго – минут на десять. Когда он пытается рисовать кисточкой на бумаге, нужно заодно показать, как придерживать лист другой рукой, чтобы он не скользил.
Процесс полоскания кисточки так увлекает малыша, что о самом рисовании он порой даже забывает. Юный художник смотрит на разноцветную воду в стаканчике, пытаясь понять, как из красных, желтых, синих красок получается «серо-буро-малиновый» раствор. Он набирает краску на кисть и тут же ее смывает. Не страшно – скоро все изменится!

3 Раскрашивание
Это самый увлекательный «интерактивный» курс для малыша: мама рисует примитивные, но легко угадываемые контуры – «зайчиков», «кошек», «собачек» и других уже известных малышу зверушек, а он все активно замазывает. К «раскраске», купленной в магазине, малыш вряд ли проявит такой интерес!
Наблюдая процесс рисования несложных изображений предметов и животных, ребенок приобретает общее понятие о том, что такое рисование и как нужно рисовать.

  • Палитра Но рисовать сам ребенок полутора–двух лет еще пока не может – даже «примитивно». На этом этапе заполняйте палитру небольшим количеством краски. Добавляйте ее по мере расходования, иначе на листе и на палитре получится пестрая «каша», все краски просто-напросто перемешаются.
  • Кисточка Ребенок уже не только не тянет краску в рот, но и не хочет пачкать пальцы? Дайте ему толстую кисточку. В маленьких баночках разведите гуашь пожиже – для начала достаточно одной–двух баночек с краской на один «сеанс» рисования.
  • «Непроливайка» Пластиковый стаканчик со специальной насадкой с прорезью для кисточки – очень полезная вещь: малыш не разольет воду и научится мыть кисточку.
  • Штамповая печать Если малышу еще трудно освоить кисточку, не стоит возвращаться к рисованию руками. Предложите ему печать. Детские печати можно и купить, и сделать своими руками. Возьмите толстую ровную морковку и нарежьте ее на кружки – вот инструменты и готовы: макаете в краску и ставите оттиск на бумагу. Если вы вырежете из морковки (кстати, картошка тоже подойдет) треугольники, квадраты, звездочки, цветочки и другие фигуры, ставить печати малышу будет еще интереснее. К тому же он научится распознавать не только цвет, но и более сложное – форму.

4 Сюжеты
Вы научили ребенка правильно держать кисть и правильно пользоваться ею. (В зависимости от усидчивости ребенка это умение складывается обычно к двум–трем годам.) Теперь можно рисовать «настоящие» картины. Нарисуем осень.

  • Дождик «Что осенью бывает?» – спрашиваем юного мастера, и если он еще не может ответить, говорим сами: «Осенью идет дождик, осенью опадают листья». А затем предлагаем: «Давай нарисуем дождик! Как он капает? Покажи пальчиком! Вот так: «кап-кап» (по ладошке). Обмакни кисточку в краску и нарисуй капельки. А какого цвета дождик?» Наверняка вы выберете синий цвет, и тогда на листе останутся синие крапинки от прикосновений кисточки. Весь лист равномерно усеян этими каплями, – дождик же везде идет, и его много!
  • Листопад Его рисуем подобно дождику – с той лишь разницей, что «падают» не капли одинакового (синего) цвета, а разноцветные осенние «листочки»: красные, зеленые, желтые, да еще в палитре сколько красок можно смешать и получить разные оттенки!

5 Свобода творчества
Теперь, когда мы научили ребенка азам обращения с кистью и красками, пора дать ему возможность проявить свои творческие способности. Существует немало интересных методик, основанных на том, что специально учить детей рисовать не нужно, – пусть сами все делают: придумывают сюжеты, выбирают цвет и размер кисти. Мы должны их только немного направлять. Этот детский опыт не пройдет даром: будет развиваться чувство цвета и гармонии, ребенок испытает ни с чем не сравнимую радость творчества – то, что останется и когда он станет взрослым. А вот что касается таких важных качеств, как терпение и умение концентрировать внимание, то их нам нужно в своих детях целенаправленно воспитывать.
В любом случае, это пригодится ему и в детском саду, и в школе. Рисовать можно, разумеется, не только пальчиковыми красками или гуашью, но и карандашами, а также маркерами, обычными тонкими или смывающимися фломастерами, пастельными или восковыми мелками – кому что нравится больше. Выбор техники – это тоже прерогатива маленького художника. Но выполнять определенные правила дети все-таки должны: например, нельзя класть локти на рисунок, бегать по квартире с грязными руками и пачкать красками вещи, сразу после рисования нужно мыть кисти и баночки (поскольку краска потом отмывается сложнее).