Арабская каллиграфия

Главные вкладки

Арабская каллиграфия
Среди всех направлений исламского искусства наибольшей популярностью пользуется каллиграфия. Согласно изречениям Пророка, каллиграф, которому удастся переписать красивым почерком Коран, будет принадлежать к числу обитателей Рая. Каллиграфию обычно рассматривают как проявление человеческого духовного начала во всём его блеске, ибо чистота и великолепие письменности является своего рода выражением непорочности внутреннего мира человека.

Мусульманская каллиграфия как жанр изобразительного искусства издавна почиталась высшим художественным достижением и занимала место, недоступное никаким другим искусствам. Ещё с древних времён последователи ислама считали каллиграфию “благороднейшим из изящных искусств”. Искусство красивого письма, или каллиграфия, заняло особо почётное место среди разнообразных видов искусства мусульманского мира.

Подобное почтительное отношение к себе каллиграфия заслуживала во многом благодаря тому огромному значению, какое отводится написанному слову в Коране. Переписка Корана была делом необходимым, переписка же каллиграфическая считалась делом богоугодным. Ислам наложил запрет на изображения людей и животных, и это привело тому, что весь свой творческий талант арабские, персидские и турецкие художники воплотили в каллиграфическое искусство. Арабская каллиграфия стала использоваться не только в документах и книгах, но и для украшения изделий из фарфора и металла, в коврах и тканях, архитектурных орнаментах. Не стоит говорить о том, что Ислам в чем-то ущемил изобразительное искусство. Напротив, мусульманские мастера утверждают, что Бог пожелал направить их творческую энергию в новое русло, русло каллиграфии, орнамента и архитектуры. Благодаря этому расцвело совершенно новое направление творчества, обогатившее общемировую культуру своими великолепными достижениями.

Арабский алфавит, очертания букв которого чрезвычайно выразительны, легко становится жанром искусства. В руках писца эта гибкость выразительных средств принимает различные геометрические формы - квадраты, овалы, окружности, завитки, которые в свою очередь могут превратиться в бесконечное множество узоров, создавая поразительный зрительный эффект. Поэтому естественно, что каллиграфия вскоре вошла в архитектурное и фресковое искусство всего мусульманского мира в виде великолепно выполненных надписей на камне или в лепнине. Так каллиграфия, украшавшая поверхность стен памятников зодчества священными стихами или изречениями пророка, стала неотъемлемой частью архитектуры.

Каллиграфия начала процветать с самых ранних периодов истории ислама; грубые буквы семитского алфавита превратились в декоративные. Для написания и изучения Священного Корана использовали форму графики, напоминающую упрощённые виды иероглифов. Арабский шрифт, которым были записаны первые экземпляры Корана, состоял вначале только из согласных букв, краткие гласные не обозначались вовсе, а длинные лишь изредка. Мусульманам, для которых арабский язык был родным, чтение не составляло труда, но по мере распространения ислама на территории, где проживали неарабоязычные народы, такой шрифт вызывал определенные трудности при чтении и изучении Корана. Поэтому позже этот недоработанный шрифт был улучшен за счет добавления точек сверху и снизу букв для различения согласных одинаковой конфигурации, но с различным произношением, затем с вводом верхних и нижних значков, обозначающих три кратких гласных арабского языка – а, и и у. Это способствовало тому, что письменный текст соотносился с устным, в результате чего и возник современный коранический шрифт.

Таким образом, каллиграфия как направление искусства, зародилась в исламский период его истории и утвердилась путём письменно художественного изображения аятов (откровений) Корана и священных слов - “Аллах”, “Мухаммад” - при декорации мусульманских культовых зданий и сооружений.

В начале исламской эры два вида шрифтов находились в применении - оба они произошли от различных форм набатейского алфавита. Первый был строгим геометрическим шрифтом прямоугольной формы и назывался куфическим (от имени города Куфа в Ираке). Он использовался при создании первых написанных от руки копий Корана и для украшения архитектурных сооружений в самые первые годы Исламского государства. Другой стиль – насх, разработанный известным книжником Ибн Аль-Баввабом, - имел более округлые курсивные формы и применялся при написании писем, деловых документов и везде, где требовалась больше скорость написания, чем утончённость и изящество формы. К XII веку куфический шрифт вышел из употребления в обычном письме, однако в консервативном регионе Северной Африки он развился в красивый стиль магриби, употребляемый и поныне.

Расцвет каллиграфии пришёлся на эпоху Омейядов в Дамаске. В течение этого времени переписчики начали создавать модификации первоначально плотного и тяжеловесного куфического шрифта, используемые сегодня в декоративных целях, а также разрабатывать новые шрифты, происходящие от более курсивного насха. Тем не менее, именно во времена Аббасидов были предприняты первые усилия по систематизации искусства каллиграфии. В первой половине X столетия визирь Аббасидских халифов Ибн Мукла завершил огромную работу по разработке куфического стиля, определив некоторые правила, формы и пропорции, которым с тех пор следовали каллиграфы и первый разработал ставшую впоследствии традиционной классификацию арабского письма на шесть стилей: насх (от которого произошло большинство современных шрифтов), сульс, райхани (богатоукрашенный орнаментальный вариант сульса), мухаккак, тауки и рукаи (как правило, используемый ныне для обычного ручного письма в большинстве арабских стран). Из этих шести стилей, а также из куфического в более поздние времена каллиграфы не только арабского мира, но Ирана, Турции и в остальных областях исламского мира детально разрабатывали и развивали другие шрифты.

И именно в Оттоманской Турции каллиграфия достигла вершины своего развития. Оттоманские каллиграфы были столь знамениты, что популярная поговорка тех времён гласила: “Коран был открыт в Мекке, прочтён в Египте и написан в Стамбуле”. Оттоманские каллиграфы довольствовались не только улучшением и развитием шрифтов, унаследованных от арабов и персов, они также добавили значительное число новых стилей в репертуар каллиграфа. Турецкий (османский) стиль называется дивани от слова диван, т.е. государственный совет или правительственное учреждение, поскольку вначале его использовали при написании документов высших правительственных органов. Это очень грациозный и богато декорированный шрифт с ярко выраженными диагональными завитушками, хотя читать его по сравнению с другими типами шрифтов не так-то легко.

Особенно изящный и тонкий шрифт таалик вошел в употребление в Иране; в нем встречаются продолговатые горизонтальные штрихи букв, а слова часто пишутся под углом. Позже появился и другой изящный шрифт – насталик – объединивший в себе арабский насх и персидский таалик.

Рукописный насталик (персидский вид почерка до распространения книгопечатания был основным для письменных памятников (манускриптов), поэтических сборников (диванов), а также другой религиозной и светской литературы. Упрощённый (безнажимный) вариант насталика используется сейчас иранцами и афганцами для записей в повседневной жизни. Можно сказать, что хороший почерк у человека вызывает среди иранцев большее уважение, чем хороший костюм.

Такие декоративные шрифты как сульс и куфи используются для изображения изречений из Корана на арабском языке. Их часто можно в виде орнамента встретить на стенах и куполах мечетей. Поскольку по религиозным соображениям живопись не получила широкого развития, эстетические устремления получили выход в развитии каллиграфии.

Простая деятельность по переписыванию текстов превратилась в настоящее искусство каллиграфии.

Каллиграфы писали на коже, папирусе или бумаге (которая производилась во всех странах распространения насталик - от Испании до Индии). Ткали шелковые и другие ткани с этой письменностью, золотом вышивали красивые узорчатые тексты насталик на бархате, расписывали ими керамику, чеканили на металле, гравировали на камне.

Стены мечетей покрывались геометрическими декорациями с именами Аллаха и Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!) и многочисленными религиозными притчами и афоризмами. Искусство росписи мечетей стало особым направлением в каллиграфии. Не всякий каллиграф может взяться за такую ответственную работу. Само собой разумеется, что письмо на бумаге радикально отличается от настенных росписей. Для выполнения таких работ мастер должен уметь подобрать цветовые тона, сочетающиеся с архитектурой мечети, выбрать каллиграфический стиль, учесть освещение помещений и даже учесть особенности культуры данного народа.

Каллиграфия на бумаге осуществлялась с помощью тростникового пера, в исключительных случаях в этих целях в Индии и странах Центральной Азии использовались кисти. Мастерить тростниковое перо и готовить разные чернила - тоже целое искусство. Каллиграф настойчиво и терпеливо изучал написание различных букв, прежде чем устаз (учитель) позволял ему поставить своё имя под надписями.

В наши дни искусство каллиграфии живёт полновесной жизнью в арабском мире и везде, где в основе письменности лежит арабский алфавит. Список целей его повседневного использования почти бесконечен: работу искусных каллиграфов можно увидеть на монетах и бумажных деньгах, настенных афишах и рекламных плакатах. Обложки и титульные страницы каждой книги, основные заголовки газет и журналов написаны от руки. Каллиграфия - искусство “прекрасного письма” - не только высоко ценится как орнаментальное и декоративное искусство: цели его практического применения в арабском мире чрезвычайно обширны.